Расчет прогноза на основе сезонных колебаний проведем по формуле (3), т.е. по способу постоянной средней. Рассчитаем прогнозные индексы сезонности товарооборота в "ЗАО Евро-Жилстрой" по данным первых четырех граф (таблица - 7)
Решение:
) определяем средние уровни товарооборота по месяцам yi:
для января
49982+ 0 + 0я = - --------------------------=16660,67 руб.
3
для февраля
8640 + 34144,17 + 149148,64ф = - -------------------------------------- - = 191932,81 руб. и т.д.
3
и проставляем полученные значения в графу 6;
) определяем общий для всего ряда динамики средний уровень товарооборота y:
yср =331059,08руб.
и проставляем полученное значение в итоговую строку графы 6;
) определяем средние индексы сезонности товарооборота по месяцам Isi:
sянв = (16660,67/331059,08) * 100 = 5,03%
sфев
= (191932,81/ 331059,08) * 100 = 19,33% и т.д. и проставляем полученные значения в графу 7.
Из графы 7 видно, что сезонные колебания товарооборота анализируемой группы характеризуется повышением в мае (+32,23%), июне (+213,04%), июле (+142,24%), августе (+40,54%) и в сентябре (+12,94) и снижением в остальных месяцах. Рассчитанные таким образом средние индексы сезонности можно положить в основу планирования товарооборота на следующий год.
Предложенная методика прогнозирования сезонных колебаний базируется, на расчете индексов сезонности. Следует отметить, что индексный метод вообще очень широко применяется в прогнозировании социально-экономических явлений и, в частности, деятельности предприятий - для составления прогнозов как объемных, так и качественных показателей (в т. ч. изменения цен, производительности труда, издержек производства и обращения, прибыли и др.).
Приведенный метод измерения сезонных колебаний не являются единственными. Так, для выявления сезонных колебаний можно применять прогнозирование методом линейной регрессии.
Прогнозирование методом линейной регрессии - является одним из наиболее широко применяемых методов статистического прогнозирования. Метод базируется на анализе взаимосвязи двух переменных (метод парной корреляции) - влияние вариации факторного показателя Х (например, расходов на рекламу) на результативный показатель У (например, на объем продаж):
ух = а + bx (4)
В основу данного метода положено требование минимальности сумм квадратов отклонений эмпирических данных уi от выровненных ухi:
å (yi - yxi) 2 = min (5)
Для определения параметров а и b уравнения (4) на основе требований метода наименьших квадратов (уравнение 5) при помощи дифференциальных исчислений составляется система нормальных уравнений:
å у = na + bå х; å ху = аå х + bå x2 (6)
Для решения данной системы уравнений применяется способ определителей, позволяющий сводить к минимуму неточности округлений в расчетах параметров уравнений регрессии:
å у å х2 - å xуå х= - ---------------------------------; (7)
nå x2 - å хå x
nå xу - å xå y= - --------------------------. (8)
nå x2 - å хå x
Для нахождения, а можно воспользоваться упрощенной формулой:
а = y - bx, (9)
å y å x
где y = - ----- - и x = - --------
n n
На основании нижеследующих данных о продажах и расходах на рекламу (графы 2 и 3) составим прогноз ожидаемого объема продаж в будущем периоде (при расходах на рекламу в 250 тыс. руб.):
Таблица 8 - Прогноз ожидаемого объема продаж в будущем периоде
| Периоды | Расходы на рекламу, руб., х | Продажи, тыс. руб., у | х у | х2 | 
| Январь | 4650 | 16,66 | 77469 | 21622500 | 
| Февраль | 4200 | 63,98 | 268716 | 17640000 | 
| Март | 4650 | 111,41 | 518056,5 | 21622500 | 
| Апрель | 4500 | 223,25 | 1004625 | 20250000 | 
| Май | 4650 | 437,77 | 2035630,5 | 21622500 | 
| Июнь | 4500 | 1036,37 | 4663665 | 20250000 | 
| Июль | 4650 | 801,96 | 3729114 | 21622500 | 
| Август | 4650 | 465,27 | 2163505,5 | 21622500 | 
| Сентябрь | 4500 | 373,9 | 1682550 | 20250000 | 
| Октябрь | 4650 | 246,64 | 1146876 | 21622500 | 
| Ноябрь | 4500 | 161,37 | 726165 | 20250000 | 
| Декабрь | 4650 | 34,15 | 158797,5 | 21622500 | 
| Итого | åх= 54750 | åу = 3972,36 | åху=18175170 | åх2= 249997500 | 
Читайте также >>>
Расчет экономических показателей работы производственного предприятия
	
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы
хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики
предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В настоящее время
руководители предприятий, изучая и формируя то, ...
	
Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
	
Автомобильный транспорт в России обслуживает все
отрасли народного хозяйства и занимает одно из ведущих мест в единой
транспортной системе страны. На долю автомобильного транспорта приходится свыше
80% грузов, перевозимых всеми видами транспорта вместе взятыми,  ...