Расчет прогноза на основе сезонных колебаний проведем по формуле (3), т.е. по способу постоянной средней. Рассчитаем прогнозные индексы сезонности товарооборота в "ЗАО Евро-Жилстрой" по данным первых четырех граф (таблица - 7)
Решение:
) определяем средние уровни товарооборота по месяцам yi:
для января
49982+ 0 + 0я = - --------------------------=16660,67 руб.
3
для февраля
8640 + 34144,17 + 149148,64ф = - -------------------------------------- - = 191932,81 руб. и т.д.
3
и проставляем полученные значения в графу 6;
) определяем общий для всего ряда динамики средний уровень товарооборота y:
yср =331059,08руб.
и проставляем полученное значение в итоговую строку графы 6;
) определяем средние индексы сезонности товарооборота по месяцам Isi:
sянв = (16660,67/331059,08) * 100 = 5,03%
sфев
= (191932,81/ 331059,08) * 100 = 19,33% и т.д. и проставляем полученные значения в графу 7.
Из графы 7 видно, что сезонные колебания товарооборота анализируемой группы характеризуется повышением в мае (+32,23%), июне (+213,04%), июле (+142,24%), августе (+40,54%) и в сентябре (+12,94) и снижением в остальных месяцах. Рассчитанные таким образом средние индексы сезонности можно положить в основу планирования товарооборота на следующий год.
Предложенная методика прогнозирования сезонных колебаний базируется, на расчете индексов сезонности. Следует отметить, что индексный метод вообще очень широко применяется в прогнозировании социально-экономических явлений и, в частности, деятельности предприятий - для составления прогнозов как объемных, так и качественных показателей (в т. ч. изменения цен, производительности труда, издержек производства и обращения, прибыли и др.).
Приведенный метод измерения сезонных колебаний не являются единственными. Так, для выявления сезонных колебаний можно применять прогнозирование методом линейной регрессии.
Прогнозирование методом линейной регрессии - является одним из наиболее широко применяемых методов статистического прогнозирования. Метод базируется на анализе взаимосвязи двух переменных (метод парной корреляции) - влияние вариации факторного показателя Х (например, расходов на рекламу) на результативный показатель У (например, на объем продаж):
ух = а + bx (4)
В основу данного метода положено требование минимальности сумм квадратов отклонений эмпирических данных уi от выровненных ухi:
å (yi - yxi) 2 = min (5)
Для определения параметров а и b уравнения (4) на основе требований метода наименьших квадратов (уравнение 5) при помощи дифференциальных исчислений составляется система нормальных уравнений:
å у = na + bå х; å ху = аå х + bå x2 (6)
Для решения данной системы уравнений применяется способ определителей, позволяющий сводить к минимуму неточности округлений в расчетах параметров уравнений регрессии:
å у å х2 - å xуå х= - ---------------------------------; (7)
nå x2 - å хå x
nå xу - å xå y= - --------------------------. (8)
nå x2 - å хå x
Для нахождения, а можно воспользоваться упрощенной формулой:
а = y - bx, (9)
å y å x
где y = - ----- - и x = - --------
n n
На основании нижеследующих данных о продажах и расходах на рекламу (графы 2 и 3) составим прогноз ожидаемого объема продаж в будущем периоде (при расходах на рекламу в 250 тыс. руб.):
Таблица 8 - Прогноз ожидаемого объема продаж в будущем периоде
Периоды |
Расходы на рекламу, руб., х |
Продажи, тыс. руб., у |
х у |
х2 |
Январь |
4650 |
16,66 |
77469 |
21622500 |
Февраль |
4200 |
63,98 |
268716 |
17640000 |
Март |
4650 |
111,41 |
518056,5 |
21622500 |
Апрель |
4500 |
223,25 |
1004625 |
20250000 |
Май |
4650 |
437,77 |
2035630,5 |
21622500 |
Июнь |
4500 |
1036,37 |
4663665 |
20250000 |
Июль |
4650 |
801,96 |
3729114 |
21622500 |
Август |
4650 |
465,27 |
2163505,5 |
21622500 |
Сентябрь |
4500 |
373,9 |
1682550 |
20250000 |
Октябрь |
4650 |
246,64 |
1146876 |
21622500 |
Ноябрь |
4500 |
161,37 |
726165 |
20250000 |
Декабрь |
4650 |
34,15 |
158797,5 |
21622500 |
Итого |
åх= 54750 |
åу = 3972,36 |
åху=18175170 |
åх2= 249997500 |
Читайте также >>>
Разработка и управление проектом по обновлению оборудования на ОАО Завод Молот
Некоторые
руководители характеризуют управление проектами как форму современного
искусства, произвольный набор идей и принципов, позволяющих преодолевать
возникающие по ходу дела трудности и успешно завершать проект.
Основная
предпосылка этого состоит в том, ...
Расчет экономических показателей РУЭС на планируемый год
При формировании рыночных отношений предприятие становится важнейшим
элементом рыночной системы, поэтому в современных условиях хозяйствования
требуется переосмысление форм и методов ведения экономики предприятия.
Ключевой задачей предприятия является формиров ...