Расчет прогноза на основе сезонных колебаний проведем по формуле (3), т.е. по способу постоянной средней. Рассчитаем прогнозные индексы сезонности товарооборота в "ЗАО Евро-Жилстрой" по данным первых четырех граф (таблица - 7)
Решение:
) определяем средние уровни товарооборота по месяцам yi:
для января
49982+ 0 + 0я = - --------------------------=16660,67 руб.
3
для февраля
8640 + 34144,17 + 149148,64ф = - -------------------------------------- - = 191932,81 руб. и т.д.
3
и проставляем полученные значения в графу 6;
) определяем общий для всего ряда динамики средний уровень товарооборота y:
yср =331059,08руб.
и проставляем полученное значение в итоговую строку графы 6;
) определяем средние индексы сезонности товарооборота по месяцам Isi:
sянв = (16660,67/331059,08) * 100 = 5,03%
sфев
= (191932,81/ 331059,08) * 100 = 19,33% и т.д. и проставляем полученные значения в графу 7.
Из графы 7 видно, что сезонные колебания товарооборота анализируемой группы характеризуется повышением в мае (+32,23%), июне (+213,04%), июле (+142,24%), августе (+40,54%) и в сентябре (+12,94) и снижением в остальных месяцах. Рассчитанные таким образом средние индексы сезонности можно положить в основу планирования товарооборота на следующий год.
Предложенная методика прогнозирования сезонных колебаний базируется, на расчете индексов сезонности. Следует отметить, что индексный метод вообще очень широко применяется в прогнозировании социально-экономических явлений и, в частности, деятельности предприятий - для составления прогнозов как объемных, так и качественных показателей (в т. ч. изменения цен, производительности труда, издержек производства и обращения, прибыли и др.).
Приведенный метод измерения сезонных колебаний не являются единственными. Так, для выявления сезонных колебаний можно применять прогнозирование методом линейной регрессии.
Прогнозирование методом линейной регрессии - является одним из наиболее широко применяемых методов статистического прогнозирования. Метод базируется на анализе взаимосвязи двух переменных (метод парной корреляции) - влияние вариации факторного показателя Х (например, расходов на рекламу) на результативный показатель У (например, на объем продаж):
ух = а + bx (4)
В основу данного метода положено требование минимальности сумм квадратов отклонений эмпирических данных уi от выровненных ухi:
å (yi - yxi) 2 = min (5)
Для определения параметров а и b уравнения (4) на основе требований метода наименьших квадратов (уравнение 5) при помощи дифференциальных исчислений составляется система нормальных уравнений:
å у = na + bå х; å ху = аå х + bå x2 (6)
Для решения данной системы уравнений применяется способ определителей, позволяющий сводить к минимуму неточности округлений в расчетах параметров уравнений регрессии:
å у å х2 - å xуå х= - ---------------------------------; (7)
nå x2 - å хå x
nå xу - å xå y= - --------------------------. (8)
nå x2 - å хå x
Для нахождения, а можно воспользоваться упрощенной формулой:
а = y - bx, (9)
å y å x
где y = - ----- - и x = - --------
n n
На основании нижеследующих данных о продажах и расходах на рекламу (графы 2 и 3) составим прогноз ожидаемого объема продаж в будущем периоде (при расходах на рекламу в 250 тыс. руб.):
Таблица 8 - Прогноз ожидаемого объема продаж в будущем периоде
Периоды |
Расходы на рекламу, руб., х |
Продажи, тыс. руб., у |
х у |
х2 |
Январь |
4650 |
16,66 |
77469 |
21622500 |
Февраль |
4200 |
63,98 |
268716 |
17640000 |
Март |
4650 |
111,41 |
518056,5 |
21622500 |
Апрель |
4500 |
223,25 |
1004625 |
20250000 |
Май |
4650 |
437,77 |
2035630,5 |
21622500 |
Июнь |
4500 |
1036,37 |
4663665 |
20250000 |
Июль |
4650 |
801,96 |
3729114 |
21622500 |
Август |
4650 |
465,27 |
2163505,5 |
21622500 |
Сентябрь |
4500 |
373,9 |
1682550 |
20250000 |
Октябрь |
4650 |
246,64 |
1146876 |
21622500 |
Ноябрь |
4500 |
161,37 |
726165 |
20250000 |
Декабрь |
4650 |
34,15 |
158797,5 |
21622500 |
Итого |
åх= 54750 |
åу = 3972,36 |
åху=18175170 |
åх2= 249997500 |
Читайте также >>>
Оценка экономики предприятия на примере ОАО АФК Система
Инвестиционная
деятельность - это вложение инвестиций и совокупность практических действий по
реализации инвестиций.
Оценка
эффективности инвестиций является наиболее ответственным этапом принятия
инвестиционного решения, от результатов которого в значительн ...
Оценка и совершенствование экспортной деятельности предприятия на примере ОАО Концерн Аксион
Повсеместная интеграция капиталов на международном рынке, развитие
процессов глобализации, расширение сферы функционирования валютного рынка
создаёт широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности
(ВЭД), которая является одной из основных ...