Изучение и анализ позиций и возможностей организации в конкурентной борьбе в целом предполагает поиск ответов на основные вопросы, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
) каковы основные цели конкурентов?
) каковы текущие стратегии достижения этих целей?
) какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
По сути дела, речь идет о сборе и анализе информации о потенциале организации среди конкурирующих предприятий и уровне использования данного анализа.
Методика оценки конкурентоспособности или конкурентных преимуществ предприятия опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий.
На основе анализа различных подходов к конкурентным преимуществам можно осуществить классификацию конкурентных преимуществ объектов по следующим признакам:
1) по отношению к системе (организации, стране)
внутренние - ценности организации, квалифицированные кадры
внешние - качественная инфраструктура региона, стабильная политическая система страны
) по сфере возникновения преимущества
природно-климатические - экономически выгодное расположение региона
социально-политические - стабильность политической и законодательной системы страны, региона
технологические - повышение уровня развития технологических показателей, снижение износа основных фондов
культурные
экономические - устойчивая налоговая система и регулирование экономики страны
) по содержанию фактора преимущества
качество товара (услуги) - известность и надежность бренда, комфортность товара
цена товара (услуги) - наличие товаров- заменителей, высокая конкуренция у поставщиков и изготовителей товара
затраты у потребителя товара (услуги)
качество сервиса товара (услуги) - качественная упаковка товара, надежный имидж изготовителя
) по методу получения преимущества
по наследству
обучение
внедрение новшеств - внедрение ноу-хау в области менеджмента
) по месту реализации преимущества
рабочее место
организация
регион
) по продолжительности реализации преимущества
стратегические факторы преимущества - повышение квалификации кадров
тактические факторы преимущества - современная система рекламы, эффективная мотивации труда, заимствование ноу-хау у конкурентов в области менеджмента
) по видам получаемого эффекта от реализации конкурентного преимущества
социальный эффект - повышение безопасности труда и образованности работников
экономический эффект - прирост объема продаж и прибыли.
Также конкурентоспособность можно анализировать по следующим типовым факторам конкурентных преимуществ: персонал, товар или услуга, организация, отрасль, регион, страна.
Персонал. На предприятии персонал можно разделить на три категории: рабочий, специалисты и менеджеры.
Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как «закон наименьших» и «закон пропорциональности», специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.
Читайте также >>>
Оценка магазина г. Череповца
Постановка
задания на оценку
Объект оценки
Здание магазина, площадью
300 м2
Череповецкий район, д.
Ясная поляна
Череповецкий район, д.
Ясная поляна
Имущественные п ...
Расчет технико-экономических показателей электроцеха
Современное состояние и перспективы развития энергетики.
Чтобы получить энергию, необходимо затратить некоторое
количество энергетических ресурсов. Под энергетическими ресурсами понимают все
природные источники энергии, которые можно превращать в используемую ...