Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:
концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
качество, выражающееся в соответствии товара высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
цена товара с возможной наценкой;
финансы - как собственные, так и заемные;
сбыт - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
внешняя среда предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (рис. 2).
Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности
Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому (на рисунке 2 - предприятия А и Б).
Весьма схожую точку зрения высказывают и отечественные экономисты. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят:
1. финансовое положение предприятия;
2. наличие передовой технологии;
. обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
. способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию;
. наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков;
. состояние технического обслуживания;
. действенность рекламы и системы связей с общественностью;
. кредитоспособность основных покупателей.
Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.
Факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Методика «Пять сил Портера».
Портер стоял у истоков полной переоценки природы конкурентоспособности.
Завершая работу над докторской диссертацией в Гарварде, Портер оказался под влиянием идей экономиста Ричарда Кейвса, ставшего его наставником. В возрасте 26 лет он начал преподавать в Гарварде, став одним из самых молодых преподавателей в истории университета, получивших постоянный контракт.
Впоследствии он оставил экономический факультет и перешел в Гарвардскую школу бизнеса (Harvard Business School), тем самым первым из серьезных ученых продемонстрировав, что его дисциплина имеет более широкое применение для делового сообщества.
В Гарвардской школе Портер разработал продуманные модели конкурентоспособности на корпоративном, отраслевом и национальном уровнях. Он перенес модель отраслевой экономики, так называемую парадигму «структура-поведение-результат» (SCP), в контекст бизнес-стратегии, адаптировав и популяризировав концепцию, которая в противном случае так и осталась бы сухой теорией.
Так появилась модель «пяти сил» (рис.3), описанная в его книге 1980 г. «В любой отрасли, внутренней или международной, производит ли она продукты или услуги, правила конкуренции сводятся к учету действия пяти конкурентных факторов, или сил», - пишет он.
Читайте также >>>
Расчет экономической эффективности оптимизации электрического режима установки печь-ковш в условиях ККЦ ОАО ММК
В
данной работе осуществляется выбор организационно-правовой формы
Магнитогорского металлургического комбината (ММК), выбирается миссия для
предприятия, а также определяется экономический эффект от внедрения системы
оптимизации электрического режима УПК на учас ...
Расчет производственной программы автомобильного парка
Автомобильный
транспорт развивается количественно и качественно бурными темпами. В настоящее
время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10 - 12 млн. единиц, а
его численность - более 350 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей
общего мирово ...