Ключевые проблемы и факторы, сдерживающие развитие экспорта

Доля государственной собственности в России в два раза выше, чем в странах ЕС-10: государственные предприятия контролируют около 17% рабочих мест. По имеющимся данным, под контролем федеральных, региональных или муниципальных властей находится, как минимум, одно предприятие в 16 (из 19) секторах - это довольно высокий показатель по сравнению со средним уровнем стран ОЭСР. В соответствии с индикаторами ОЭСР рынки сбыта продукции в России регулируются очень жестко, причем наиболее плохие показатели у России по индикаторам, характеризующим уровень государственного контроля и барьеры для развития торговли и инвестиций. Как показывает разработанный Всемирным банком Индекс ограничения торговли, старые предприятия больше защищены от международной конкуренции - особенно за счет нетарифных барьеров, существующих в виде технических регламентов и количественных ограничений - чем в большинстве стран с сопоставимыми условиями. Государственная поддержка (например, в виде кредитов, субсидий и налоговых льгот) зачастую неравномерно распределяется между регионами, секторами и предприятиями. Кроме того, условия конкуренции на внутренних рынках зависят от мер, принимаемых государственными органами на региональном уровне. В ответ на сильную засуху правительство ввело различные экспортные и ценовые ограничения, что искажало сигналы для рынка и служило отрицательным стимулом для частных инвестиций в сельское хозяйство. Не удивительно, что пахотные земли недоиспользованы, а разрыв в производстве сельхозпродукции сохраняется.

Россия имеет давние научные традиции, но пока наука не внесла большого вклада в экономику в связи с низкой предпринимательской активностью и недостаточным использованием научных разработок в бизнесе. Инвестиции в НИОКР относительно невелики (около 141 доллара на душу населения, в то время как в США этот показатель составляет 1 146 долларов), а эффективность научной деятельности (измеряемое числом опубликованных статей на одного ученого) неуклонно снижалась в течение последнего десятилетия. Кроме того, Россия отстает и по уровню производительности научных исследований. Случаи коммерциализации государственных научных исследований путем выдачи лицензий, выделения новых организаций из состава существующих или проведения научных исследований по контрактам встречаются редко. Отчасти эта проблема связана с резким сокращением числа ученых, находящихся в середине научной карьеры, которые с большей вероятностью могут заниматься коммерциализацией научных исследований. Значительная часть выпускников естественнонаучных и технических вузов, которые продолжают учебу за рубежом, не возвращается в Россию (77% тех, кто учится в США), а система управления государственными научно-исследовательскими организациями не способствует повышению эффективности, что ставит под угрозу научную базу России. В целом, имеющиеся данные говорят о том, что общий уровень предпринимательской активности в стране гораздо ниже, чем можно было бы ожидать при таком уровне доходов, как в России.

Комплексная политика поддержки конкуренции может создать равные условия игры, облегчить выход на рынок более эффективных и способствовать организованному уходу с рынка менее эффективных предприятий, тем самым повышая производительность, а, следовательно, склонность к экспорту. Центральными элементами такой политики должны быть сокращение государственной собственности, более унифицированное, прозрачное и ориентированное на результат регулирование государственной поддержки; упрощение деловой среды, в которой оперируют компании; и содействие развитию конкуренции в сфере услуг и сетевых секторах. Как показывают примеры Австралии и ЕС, такая политика может способствовать росту производительности в России и консолидации российского внутреннего рынка, что позволит российским предприятиям получить дополнительные выгоды от торговли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также >>>

Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
Пищевая и перерабатывающая промышленность представляет собой одну из стратегических отраслей экономики. Она насчитывает в Новгородской области более 100 организаций различной формы собственности. Пищевая и перерабатывающая промышленность призвана обеспечивать ...

Планирование и организация производства продукции
Машиностроение является ключевой отраслью народного хозяйства, обеспечивающей разнообразные потребности общества и отдельного человека благодаря производству машин, оборудования, приборов. От результатов деятельности промышленного предприятия зависят экономическ ...