Российским экспортерам трудно не только выйти на внешние рынки, но и удержаться на них. Декомпозиция совокупного экспортного роста в 2000-2008 гг. показывает нулевой вклад роста экспорта новой продукции как на существующие, так и новые географические рынки. Между тем, в период с 1999 по 2008 гг. российский экспорт смог выжить по истечении двух первых лет только в 57% всех случаев экспорта ("случай экспорта" определяется как одна продажа на внешнем рынке в течение одного года). Для Китая, например, этот коэффициент чуть выше 70%. Коэффициент выживания экспорта отчасти связан с конкурентоспособностью страны на внешних рынках, которая, в свою очередь, оценивается по индексу выявленного сравнительного преимущества (ВСП). В случае России низкий коэффициент выживания экспорта во многом является симптомом недостаточно развитой конкуренции в секторах экономики за пределами нефтегазовой отрасли.
В настоящее время Россия имеет выявленное сравнительное преимущество только в двух секторах - добывающих отраслях и черной металлургии. Бразилия, например, имеет сравнительное преимущество в сельском хозяйстве и производстве продовольствия и напитков. Сокращение доли экспорта услуг в России (с 11,4% ВВП в 1999 г. до 7,6% ВВП в 2008 г.) - уникальное явление среди стран БРИК. На более дезагрегированном уровне Россия обладает выявленным сравнительным преимуществом в отношении товаров, которые относятся, в основном, к "периферии" карты товарного пространства. Иногда такую специализацию считают сомнительной, поскольку профессиональную квалификацию, наработанную в таких секторах, нелегко перенести в другие отрасли, что затрудняет процесс диверсификации экономики. Тем не менее, некоторым странам с богатыми запасами природных ресурсов удалось расширить свои сравнительные преимущества, распространив их на продукцию, выходящую за рамки традиционного набора ресурсоемких товаров.
Однако Россия, судя по всему, не в полном объеме использует даже свой нынешний торговый потенциал. Как показывает анализ, проведенный с помощью гравитационной модели, охватывающей 130 торговых партнеров России, она недостаточно использует свой торговый потенциал с Китаем и Индией, а также некоторыми странами "Группы восьми", включая Германию, Италию, и США. Еще интереснее то, что число стран, с которыми Россия ведет недостаточно активную торговлю, увеличится, если исключить из модели нефтегазовую отрасль. В действительности, несмотря на то что доля Китая в глобальной торговле постоянно росла, доля экспорта из России в Китай оставалась практически неизменной на уровне 4-5% в 1998-2008 гг.
Итак, что мешает России использовать существующие торговые возможности? Что мешает России пойти, например, по пути Бразилии и получить сравнительные преимущества в других секторах, чтобы таким образом диверсифицировать свой экспорт? Гипотеза заключается в том, что существует ряд параметров инвестиционного климата, которые, возможно, уменьшают склонность российских предприятий к экспорту. В следующем разделе определяем, какие параметры инвестиционного климата действительно носят сдерживающий характер, и рассмотрим их относительное значение.
Определение сдерживающих факторов: роль конкуренции и инноваций
Читайте также >>>
Расчет затрат предприятия на выполнение программы работ ТО и ТР автопарка с автомобилями ПАЗ-3205 в количестве 255 единиц
В
конце XX столетия и в начале третьего тысячелетия в нашей стране были
радикально преобразованы социальные и экономические устои общества. Изменились
фундаментальные принципы хозяйственной деятельности, поистине революционным
образом преобразованы отношения со ...
Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия
К
экономике принято относить все, что создано, создается и используется людьми
для обеспечения жизни, получения средств существования. Экономика - хозяйство,
необходимое, чтобы добывать, творить средства существования и поддерживать
необходимые людям условия су ...