Особенности формирования и развития трудового потенциала

Особую группу рисков, сопровождающих урбанизационные процессы, составляют экологические.

Они актуализируются в таких высокоурбанизированных регионах, как Донбасс, Приднепровье и т. д.

Деформация природных условий жизнедеятельности человека в них зависит, прежде всего, от достижения критических уровней загрязнения поверхностных вод, земли и воздуха в размерах, превышающих все возможные объемы самоочищения экосистемы.

Как указывают ученые, неблагоприятные экологические условия являются причиной около 20% заболеваний.

Активизация отрицательных факторов за счет функционирования агломераций приводит к процессу субурбанизации, который вызывает перемещение многих жителей центрального города в пригородную зону.

Этот процесс тесно связан с изменениями общей структуры хозяйствования и занятости.

Так, вследствие перемещения торговли, сферы обслуживания и отдельных производств в пригородные зоны осуществляется перераспределение трудового потенциала между "центром" и "периферией" агломерации.

Несмотря на то, что процессы оттока трудового потенциала в направлении пригородных территорий происходят значительно медленнее, чем процессы переселения жителей, актуализируется вопрос определения путей дальнейшего развития крупных центральных городов как среды формирования и развития трудового потенциала.

Ныне Украина, в отличие от большинства развитых стран, находится на начальной стадии субурбанизации, что, тем не менее, требует выработки превентивных взвешенных шагов по дальнейшему развитию как создаваемых поселенческих форм, наряду с агломерационными, так и городских центров.

Деконцентрацию населения и производств следует рассматривать в большей степени не как риск, а как возможность расширения более прогрессивных пространственных форм развития, поселенческой сети и трудового потенциала.

Так, траектория урбанизационных процессов в наиболее привлекательных регионах в направлении "разрастание - поглощение" агломераций ведет к формированию новых урбанизированных зон и на конечном этапе - мегаполисов, что открывает значительные резервы для увеличения трудового потенциала.

Данный процесс одновременно нуждается в выработке действенных организационно-экономических механизмов по управлению трудовым потенциалом.

Сельский тип расселения, в отличие от городского, характеризуется деконцентрацией населения и сети хозяйствующих субъектов.

Структурно следует выделить такие типы сельского расселения, как групповое и рассеянное. Большинство сельских поселений в пределах Украины нужно относить к групповой форме, поскольку своим созданием они обязаны компактному размещению жилья в селах и поселках.

Рассеянный тип менее распространен, поскольку предусматривает достаточно отдаленное друг от друга расположение отдельных сельских жилищ с прилегающими земельными участками и объективно оправдано лишь в сложных географических условиях (например, для высокогорья Карпат).

В начале 2011 г. сельское население Украины составляло 31,5%, а количество сельских населенных пунктов - 28457 ед. Причем 3/4 населения проживало в средних и крупных селах, считающихся в Украине наиболее перспективными.

Сельский тип расселения и связанная с ним заангажированность жителей в вопросах сельского хозяйства находятся в тесной зависимости от природных условий (например, сельское хозяйство зависит от климата и почв), а также природных циклов (в первую очередь сезонных).

Поэтому для жителей сельских поселений характерна высокая степень консервативности. Поскольку жизненные нормы и принципы сельских жителей, как и их исторически и культурно обусловленные особенности, меняются достаточно медленно и не подвержены существенному влиянию глобализации в сфере общественной жизни, изменения качественных характеристик их трудового потенциала также нельзя считать динамичными.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также >>>

Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
Автомобильный транспорт в России обслуживает все отрасли народного хозяйства и занимает одно из ведущих мест в единой транспортной системе страны. На долю автомобильного транспорта приходится свыше 80% грузов, перевозимых всеми видами транспорта вместе взятыми, ...

Разработка концепции управления объектом недвижимости на примере Торгово-развлекательного центра Гагаринский
управление В данной курсовой работе, рассматриваемым объектом анализа является торгово-развлекательный центр Гагаринский, который находится в стадии эксплуатации. Состояние здания хорошее, так как ТЦ был открыт 22.11.2010 года. Собственником объекта недвижимости ...