Следует отметить, что основными направлениями денежно-кредитной политики на 2011 год было предусмотрено снижение ставки рефинансирования к концу года до 8-10% годовых. Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Национальный банк Республики Беларусь воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями [25].
Для сдерживания роста инфляции с 1 июня 2011 года Нацбанком РБ прекращено предоставление ресурсов банкам для кредитования ими государственных программ, однако сохраняются достаточно значительные объемы кредитования экономики банками, в том числе за счет ресурсной поддержки со стороны Правительства. С июня НБРБ осуществляет рефинансирование банков только с помощью стандартных инструментов и на рыночных условиях.
В период избытка ликвидности Национальным банком Республики Беларусь проводились операции на открытом рынке по стерилизации избыточной ликвидности. Сумма изъятия ликвидности составила 136,2 млрд. рублей.
Министерством экономики разработан макропрогноз на 2012 год, направленный на стабилизацию национальной экономики. Данный проект был одобрен 3 ноября 2011 года на заседании Президиума Совета Министров, который до этого пересмотрел еще 2 проекта основных макроэкономических документов. Так, основной целью прогноза развития экономики Республики Беларусь на 2012 год является снижение годовой инфляции до 19% (месячная инфляция не должна превышать 1,5%), прирост ВВП на уровне 1-1,5%, при обеспечении положительного сальдо торговли не менее 3% ВВП [26].
На заседании Совета Министров 8 ноября 2011 главной задачей направления развития на 2012 год было названо снижение темпов инфляции. Было отмечено, что 19%-ый уровень инфляции также является высоким показателем, однако при сложившейся структуре белорусской экономики еще большее сжатие денежной массы может повлечь за собой негативные явления в экономике. Было отмечено, что причиной инфляции является избыточное кредитование, поэтому необходимо от него отказаться, поскольку это негативно повлияет на курс белорусского рубля и инфляцию. Если меры по снижению инфляции не будут приняты уже на данном этапе, то к концу года уровень инфляции может достигнуть отметки в 125%. В связи с этим в 2012 году кредитование предполагается удержать на уровне 2,4% к ВВП против 8% в 2011 году.
В качестве средств достижения уровня инфляции в 19% в рамках антиинфляционной политики предполагаются три следующих шага: ограничение эмиссии белорусских денег, роста заработной платы и дорогие белорусские деньги.
Предположения по поводу сокращения эмиссии денег имеют под собой основу, поскольку на финансирование кредитования государственных программ предполагается направить 12 трлн. бел. руб., из которых только 7 трлн. составят эмиссионные кредиты, которые были получены Министерством финансов от продажи госсобственности и поступления кредитов. Также предполагается получить около 5 трлн. в виде возврата кредитных средств от предприятий, в большей степени от сельскохозяйственных.
Правительство собирается не допустить необоснованного роста зарплаты, ограничивая ее увеличением производительности труда. Однако вместе с этим перед Национальным Банком и Правительством поставлена задача сохранения реальных доходов, обеспечивающих жизненный уровень не ниже достигнутого в 2010 году [27].
Однако в соответствии с макропрогнозом на 2012 год обеспечить стабильность рубля не планируется. Но существует другая проблема: если белорусский рубль продолжит слабеть, то это даст толчок новому росту цен. Это значит, что для удержания инфляции должен быть установлен и порог возможного ослабления белорусского рубля, о котором пока никаких предложений не выдвигалось. Вводится режим управляемого плавания курса рубля, при котором он будет формироваться при минимальном непосредственном участии Нацбанка. Валютные интервенции предполагается проводить только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости именно корзины валют. Так правительство снова собирается ограничить рост цен, не строя жестких планов в отношении величины ослабления белорусского рубля.
Таким образом, инфляционные процессы в Беларуси вызваны рядом причин, среди которых выделяют директивное кредитование за счет эмиссионных источников в целях выполнения целевых заданий по росту экономики, госрегулирование обменного курса в условиях хронического дефицита внешней торговли, опережающий производительность труда рост денежных доходов населения, мягкая денежно-кредитная и бюджетная политика и др. Для преодоления сложившего высокого уровня инфляции предполагается предпринять ряд антиинфляционных мер, которые планируется пересмотреть до конца текущего года.
Читайте также >>>
Разработка бизнес-плана санаторно-курортного комплекса
Актуальность исследования. Российская Федерация - социальное государство,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека, однако по некоторым прогнозам уже через 15
лет россиян может стать меньше на ...
Разработка детали фланец и ее экономическое обоснование
Данная курсовая работа состоит из двух частей. В первой части
дан анализ экономической целесообразности новшества введенного в конструкцию
форсунки судового двухтактного дизеля ДБ - 64, исходя из условий повышения
долговечности и надежности конструкции, как важ ...