-80-е годы XX века. В этом периоде истории советского общества, как и в предыдущем, можно выделить ряд этапов. Первый из них - годы второй мировой войны. На этом этапе советской системе пришлось выдержать испытание на прочность в условиях тяжелейшей войны.
После окончания второй мировой войны изменилась геополитическая структура мира. СССР приобрел статус ведущей мировой державы. США, меньше других стран пострадавшие в годы войны, после ее окончания стали играть роль мирового лидера в международных делах. Это новое соотношение сил, разделившее мир на два блока, нашло оформление в виде НАТО и организации Варшавского Договора. Произошел раскол послевоенного мира, началась холодная война. Сложные внешнеполитические условия наложили отпечаток на внутреннее развитие страны. Конец 40-х-начало 50-х годов - время восстановления разрушенного в годы войны, налаживания мирной жизни. Однако выбранная правящей партией система приоритетов внутренней политики, возвращение к репрессиям привели к обострению ряда проблем.
После смерти Сталина в 1953 г. советское руководство попыталось решить эти проблемы, не меняя кардинально сложившуюся систему. Период с 50-х до середины 60-х годов - время хрущевской "оттепели", критики культа личности Сталина, попыток проведения реформ. Однако положительный эффект от них был кратковременным, многие ожидания не оправдались. Во второй половине 60-х годов попытки реформ сходят на нет и начинается период, получивший условное название "застоя". Главной в 60-80-е годы стала тенденция к консервации общественной системы. Отказ от проведения реформ привел к обострению нерешенных социально-экономических и политических проблем. Все больше "вызовов" истории требовали безотлагательного ответа - глобализация мирового экономического и политического развития, новый этап научно-технической революции, приведший к распространению информационных технологий, проблемы экологии и др.
Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии, им посвящены публикации в периодической печати, специальные статьи.
Проблемы и тенденции развития экономической мысли советских экономистов в 60-80 годы XX века
К числу главных научных проблем, выдвигавшихся и изучавшихся в рассматриваемый период относятся такие, как обоснованное и рациональное размещение исследовательских учреждений, функционирование и развитие науки, структура и динамика научной деятельности и ее технология, взаимодействие науки с материальной и духовной жизнью, экономическая эффективность научных разработок, рациональное и обоснованное использование ресурсов, выделяемых науке, обеспеченность научных организаций высококвалифицированными кадрами, их подготовка и повышение квалификации, материально-техническое обеспечение научно-исследовательских учреждений и др. Этим вопросам посвящены работы Г.М. Доброва, В.И. Дуженкова, Г.А. Лахтина, С.В. Пирогова.
Среди проблем экономики и планирования образования важное место заняли вопросы научно обоснованного определения потребности в кадрах специалистов, а также экономики высшего и среднего специального образования. Этим вопросам посвящены, в частности, работы Е.Н. Жильцова, В.Е. Комарова, Д.И. Чупрунова и др.
В конце 70-х - начале 80-х годов были сделаны шаги в направлении формирования такой научной дисциплины, как экономика культуры. Исследованием отрасли занимались И.Е. Дискин, В.Г. Зинин, Б.Л. Рудник, И.А. Столяров, Л.И. Якобсон и др.
Много внимания уделялось межотраслевым проблемам экономики непроизводственной сферы, в частности вопросам эффективности. М.В. Солодков сформулировал вывод о том, что основным критерием эффективности затрат в непроизводственной сфере следует считать отношение прироста объема материальных благ и услуг, поступающих в личное потребление, к затратам, которые обеспечили этот прирост. Д.И. Правдин предложил формулу, с помощью которой можно определить эффективность труда с применением коэффициентов рациональности использования рабочего времени (коэффициентов экономической интенсивности), квалификационного уровня сравниваемых объектов. При этом была подчеркнута необходимость при оценке эффективности труда всесторонне увязывать количественные показатели с качественными, отражающими народнохозяйственную эффективность результатов труда работников непроизводственных отраслей, раскрывающими их влияние на другие сферы экономики.
Многими экономистами проводились исследования эффективности отдельных отраслей непроизводственной сферы. Так, В.А. Жаминым и Г.А. Егиазаряном была проанализирована экономическая эффективность образования в СССР для периода I960-1970гг. На основе коэффициентов редукции труда был исчислен прирост национального дохода, получаемый за счет повышения квалификации работников.
Читайте также >>>
Оценка фонда оплаты труда на примере Аккермановского рудника
Являясь основным источником дохода трудящихся, заработная плата
является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их
труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на
мотивацию достижения желаемого уровня пр ...
Особенности инфляционных процессов
Одним из наиболее важных макроэкономических процессов является инфляция.
Последствия данного феномена влияют на все сферы социально-экономической жизни
страны. Если ранее инфляция носила эпизодический характер, то в последние
десятилетия эта проблема стала злобо ...