Люди, функционирующие на нижних ступенях управления компании, выполняя исходящие сверху задания по планированию, зачастую чересчур увлекаются формальной работой с документами, и очень быстро процесс планирования превращается в упражнение по переработке больших объемов цифровых данных.
Следующая распространенная ошибка при составлении бизнес-плана - неправильное понимание того, какие аспекты являются определяющими. Иногда слишком много сил тратится на подготовку разделов «Финансовый план», «Анализ эффективности реализации проекта», но совсем не уделяется внимание анализу рынка продукции и обоснованию ее конкурентоспособности. Слабая маркетинговая часть бизнес-плана, как правило, обрекает на неудачу сам бизнес в самой начальной фазе развития. Для планирования бизнеса обязательно нужно привлекать хорошего маркетолога, а затем - финансиста.
Чтобы правильно и эффективно оценить рынок, необходимо провести исследования, прежде всего, в части сегментирования рынка, интересов покупателей, потенциального спроса, платежеспособного спроса, доли рынка и объемов продаж. Помимо этого необходимо проанализировать стратегию поведения конкурентов, цены и качество их товаров, возможности импорта.
В финансовой части бизнес-плана определяющим является анализ изменения цен (на продукцию, материалы, сырье, энергию и др.) и затрат (на зарплаты, оборудование, строительство, ремонт и др.). [25]
Другой, менее распространенной ошибкой является игнорирование некоторых важнейших аспектов: не уделяется должного внимания мелким налогам или не учитываются непредвиденные расходы. Очень часто недостаточно прорабатываются существующие ограничения: юридические, патентные, бухгалтерские, налоговые, квалификационные. Не учитываются организационные возможности, отношения с властями, налоговыми службами.
Наконец, довольно часто к серьезным просчетам при бизнес-планировании приводит излишний оптимизм разработчиков проекта, что выражается в неоправданно сжатых сроках выполнения проекта, завышенных объемах продаж, заниженных себестоимости и необходимом объеме финансирования.
Кроме того, часто кредиторы настороженно относятся к бизнес-планам разработанным самостоятельно. Объясняя это все тем же: неспециалисты упускают многие важные моменты и не учитывают возможные риски, юридические аспекты деятельности, тонкости отношений с поставщиками и прочее. В любом случае, они оставляют за собой право запрашивать дополнительную информацию и настаивать на доработке проекта.
Таким образом, по мнению автора, относительно короткая история российского бизнес-планирования не позволяет пока предприятиям осуществить собственные эффективные наработки по составлению грамотных и учитывающих все необходимые аспекты бизнес-планов.
На наш взгляд, в такой ситуации одним из решений может стать использование комплексных информационных систем планирования, разрабатываемых ведущими российскими компаниями.
Чтобы грамотно и оперативно просчитать и оценить инвестиционный проект, а также разработать к нему бизнес-план, передовые российские компании уже используют для этого соответствующий инструментарий - системы комплексного финансово-экономического анализа предприятия (проекта). К числу таких инструментов принадлежат системы: Project Expert (Разработчик - компания «Про-Инвест Консалтинг»), Альт (Альт-Инвест), Аналитик (ИНЭК), Audit Expert (Про-Инвест Консалтинг), ОЛИМП: ФинЭксперт (Росэкспертиза) и ряд других отечественных программных систем.
Читайте также >>>
Региональный воспроизводственный процесс в Республике Башкортостан
Региональный рынок представляет собой
территориальную организацию сферы обращения, где должны быть согласованы
интересы производителей и потребителей. Управление рынком требует изучения
совокупности региональных рыночных отношений, конкурентной среды, развития
...
Оценка влияния бизнес-планирования на конечные результаты деятельности организации с целью их улучшения
Всякий, кто всерьез хочет заниматься
предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен
иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план - документ,
определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техник ...