В зависимости от характера конкуренции, рынки на которых она присутствует различают на следующие типы (см.таблицу 1):
рынок совершенной конкуренции
рынок монополистической конкуренции
олигополия
монополистический рынок.
Таблица 1- Типы рынков и характер конкуренции [6, c.115]
Характер конкуренции |
Основные параметры | |||
Количество фирм, производящих товар (услугу) |
Контроль над ценами |
Товарная дифференциация |
Легкость входа | |
Совершенная конкуренция |
Много независимых фирм, нет контроля над рынками |
Цены определяются рынком |
Товары (услуги) неразличимы по свойствам и качеству |
Относительно легкий вход |
Монополистическая конкуренция |
Много фирм, производящих сходные товары и услуги |
Влияние ограничено возможностью замены |
Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка |
Относительно легкий вход |
Олигополия |
Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги |
Существует влияние «ценового лидера» |
Существенна для отдельных товаров (например, автомобиль); мала для стандартизированных (например, бензин) |
Трудный вход, часто требует больших инвестиций |
Монополия |
Один товар и одна фирма |
Практический полный контроль |
Нет |
Очень трудный |
В условиях совершенной конкуренции существует столько продавцов и покупателей, что все участники торговли могут игнорировать влияние собственных продаж или покупок на рынок в целом, пассивно принимая уровень цен и имея возможность купить или продать любое количество товара. Совершенная конкуренция является чистой и не зависит от вмешательства государства и монополий. В реальной жизни подобная интенсивная конкуренция встречается редко.
При монополистической конкуренции реальные цены на рынке стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае соответствии с относительной силой чистой конкуренции и чистой монополии.
Фирма стремиться захватить контроль над предложением товара и диктовать цену на рынке, чтобы получить максимальную прибыль. Этого можно достигнуть, создавая товар (услугу), дифференцированный от товара (услуги) конкурента, обладающий специфическими свойствами, что в конечном итоге должно привлечь новых покупателей и обеспечить возможность поднять цену.
Таким образом, монополистическая конкуренция ведет к тому, что в масштабе общества потребители платят за товар больше, выпуск товаров меньше потенциально возможного, имеет место недогрузка производственных мощностей, безработица.
Прежде, чем перейти к определению конкурентной стратегии, необходимо понять, какие конкретно конкурентные преимущества субъект может использовать для оценки своей конкурентоспособности.
Применяя разные методологические подходы к исследованию конкурентных отношений, специалисты в области менеджмента и маркетинга по-разному трактуют «конкурентные преимущества». С одной стороны это отличительные качества субъекта или их сочетание, позволяющее одерживать победу над другими субъектами определенной системы в условиях взаимодействия во времени. С другой стороны конкурентное преимущество субъекта можно определить как какую-либо эксклюзивную ценность, которой обладает субъект и которая дает превосходство перед другими. Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и другими.
Читайте также >>>
Расчет технико-экономических показателей работы участка
В этом курсовом проекте мы произведем расчеты заработной платы одного
рабочего, полную себестоимость производства, себестоимость одного изделия,
отпускную цену изделия, прибыль от реализации, производительность труда.
Цель курсовой работы:
- Произвести р ...
Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга
В настоящее время широкое распространение
получила такая форма предпринимательства как франчайзинг.
Франчайзинг, являясь определенным типом
организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий,
имеющих единую торговую марку (товарный ...