Сущность, принципы и функции планирования производства продукции

Спланировать деятельность предприятия - это значит определить направления и пропорции развития производства с учётом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынку видов, объёмов товаров и сроков их выпуска.

Планирование - это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировки в соответствии с изменяющимся условиями. В.Б. Яковлев определяет планирование, «как функцию управления, включающую следующий комплекс работ:

анализ ситуаций и факторов внешней среды;

прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга;

реализация намеченного плана.

Функция планирования является самой трудоемкой функцией управления. Планирование как функция менеджмента предполагает решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать члены организации для достижения этих целей. Руководители должны трезво оценивать сильные и слабые стороны организации в таких областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. При выборе направлений развития организации должны оценивать возможности и угрозы в окружающей среде (конкуренция, клиенты, законодательство, политика, экономика и др.) [9, с 114].

В то же время руководители должны решить как в целом, так и в частностях, что делать для достижения поставленных целей.

Функция планирования, как процесс, разбивается на три этапа:

целеполагание;

прогнозирование;

планирование.

Целеполагание - установление целей, к которым должна стремиться экономическая система, т.е. организация.

Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Прогноз - предсказание будущего, основанное на известных фактах и тенденциях. Предположение, что выявленные тенденции прошлого дают хорошее приближение к оценке будущего. Планирование - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого результата. По длительности планового периода выделяют три уровня планирования, соответствующие трем иерархическим уровням менеджмента и, соответственно, трем уровням принятия решения:

стратегический (5 - 15 лет);

тактический (1 год - 5 лет);

оперативный (менее 1 года).

Стратегические плановые управленческие решения связаны главным образом с внешними проблемами. Тактические (управленческие или административные) планы направлены на структуризацию ресурсов компании. Оперативные планы направлены на увеличение эффективности использования имеющихся ресурсов и максимизации прибыли от текущих операций. Планирование - это процесс обработки информации по обеспечению предстоящих действий, определению наилучших способов достижения целей. План производства продукции на предприятии - это «заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированности взаимодействия ресурсов, объём, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству продукции или оказанию услуг». На уровне предприятия планирование призвано обеспечить выпуск высококачественной продукции в необходимом объёме и ассортименте. Главная цель планирования - обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия путем предвидения рыночных тенденций и корректировке программ; исследования требований потребителей; обеспечения выпуска продукции более высокого качества; непрерывного повышения эффективности производства; выявления и мобилизации внутренних ресурсов предприятия; применения комплексного экономического, технологического оборудования; согласования действий с поставщиками [12, с 234].

Объектом планирования производства продукции на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций. Чтобы процесс происходил непрерывно нужно скоординировать все стадии производства во времени и пространстве, разработать систему сбалансированных показателей, характеризующих взаимосвязи процессов производства и реализации продукции на намеченный период. Для этого планируют годовой план предприятия, производственную программу, трудовые ресурсы, фонд оплаты труда, себестоимость продукции, материально-техническое снабжение, техническое и организационное развитие, стратегию фирмы, миссию фирмы и т.п. В процессе планирования необходимо соблюдать следующие его принципы, обеспечивающие высокое качество планов и эффективность их реализации:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Читайте также >>>

Расчет общих годовых эксплуатационных затрат на автоперевозку грузов
Проводимая в нашей стране экономическая реформа имеет своей целью поднять экономику до уровня современного цивилизованного общества. Опыт развитых стран показывает, что при активном содействии государства экономические реформы позволяют своевременно обновить пр ...

Оценка стоимости ОАО ЗабайкалцветметНИИпроект
Оценка стоимости предприятия представляет собой упорядоченный целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учётом потенциального и реального дохода, приносимого им в определённый момент времени в условиях конкретного рынка. О ...