Графическое изображение статистических данных

К построению статистических графиков предъявляется ряд обязательных требований:

· график должен быть наглядным, понятным и легко читаемым;

· график должен иметь все элементы, его образующие;

· цифровые данные, изображаемые графически, должны правильно и объективно отражать общественные явления.

К основным элементам графиков относятся: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика.

Основные элементы статистического графика

Графический образ

Совокупность графических символов: точек, линий, столбиков и др. геометрических и не геометрических фигур.

Поле графика

Место расположения графического образа. В большинстве случаев оно представляет собой прямоугольник.

Пространственные ориентиры

Служит для привязки графического образа в пространстве. В статистических графиках они представляются, в основном, системой прямоугольных координат, образуемой пересекающимися под прямым углом линиями.

Масштабные ориентиры

Определяются системой масштабных шкал или масштабными знаками.

Масштабная шкала

Линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как значения статистических показателей. Масштабная шкала состоит из 3-х элементов: 1) Носителя (опоры); шкалы (оси координат); 2) Чёрточек или точек, ограничивающих отрезки; 3) Цифровых значений чёрточек или точек.

Масштаб графика

Условная мера перевода числовой величины в графическую, т.е. это длина отрезка (графический интервал), принятого за единицу измерения. Графический интервал должен соответствовать принятому масштабу.

Экспликация графика

Включает в себя: название, чётко формирующее сущность графического изображения, подписи на осях координат с указанием, значение таких показателей на них откладываются; единицы измерения графических показателей, масштаб и пояснение графику.

Композиция статистического графика

Представляют собой сочетание цифровых статистических данных с их графическим изображением, наиболее наглядно отображающим нужный аспект явления. Композиция графика включает отбор статистических данных, формат графика, выбор графического образа, масштаб и построение масштабных шкал. Правильная композиция графика способствует цельному восприятию процесса развития изучаемого явления в наглядной форме. Немаловажная роль при этом играет художественное оформление графика. Основными требованиями при построении статистических графиков является простота и ясность содержания, лёгкость прочтения, скорость и надёжность запоминания.

Большое разнообразие статистических графиков требует их классификации. В основе классификации лежат два признака: вид графического образа и решаемые задачи. В зависимости от вида графического образа графики подразделяются на: точечные, линейные, столбиковые, ленточные, плоскостные, фигурные.

С точки зрения решаемых задач графики подразделяются на: показательные, или диаграммы, и статистические карты. Диаграмма

(от греч. diagramma - изображение, рисунок, чертеж) - это графическое изображение, раскрывающее соотношение сравниваемых величин.

Диаграммы в свою очередь подразделяются на графики сравнения, графики вариационных рядов, графики зависимости варьирующих признаков.

Статистические карты

- это особый вид графиков. Задачей статистических карт является изображение результатов статистического наблюдения по географическим зонам, территориям. Статистические карты подразделяются на картограммы и картодиаграммы. Картограммы и картодиаграммы наглядно отражают статистические показатели в распределении по территории района, страны, континента.

Перейти на страницу: 1 2 3

Читайте также >>>

Расчет себестоимости изготовления лабораторного стенда исследования импульсных сигналов
Курсовая работа рассматривается как вид учебной работы по дисциплине, в процессе которой у учащихся формируются умения решать конкретные задачи на основе использования приобретенных знаний и самостоятельной работы с литературой. В курсе дисциплины «Экономика ...

Разработка сбытовой политики промышленного предприятия (на примере ЗАО Евро-Жилстрой)
В большинстве случаев то, что нам удобно производить и то, в чем нуждаются потребители данной продукции, не совпадают ни во времени, ни в пространстве. Поэтому, какими бы разнообразными потребительскими свойствами не обладал готовый продукт, на коммерческий успе ...