Современные проблемы развития малого бизнеса в РФ и основные направления государственной поддержки малого бизнеса в РФ

Как видно из таблицы, за последние годы уменьшилось число малых предприятий в таких ведущих отраслях экономики, как сельское хозяйство, строительство, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, образование.

В 2009г. объем оборота малого предпринимательства в целом по РФ сократился на 22,4% относительно аналогичного периода предыдущего года и наглядно представлен в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Оборот малых предприятий, млн.руб

Федеральные округа

Объем оборота в 2009 г.

млн. руб.

На душу населения, руб.

В % 2008 г.

РФ

1 832 498,4

12 913,7

77,6

Центральный

558 750,4

15 051,8

84,2

Северо-Западный

300 072,8

22 289,9

77,5

Южный

192 659,6

8 412,5

70,1

Приволжский

357 670,7

11 860,0

74,6

Уральский

188 321,9

15 367,0

97,7

Сибирский

175 977,1

9 003,5

60,6

Дальневосточный

59 045,9

9 140,1

78,4

Сокращение показателя в целом по стране сопровождалось сокращением показателя во всех федеральных округах. Наиболее значительное сокращение объема оборота малого предпринимательства произошло в Сибирском и Южном федеральных округах. Наименьшее сокращение показателя характерно для Уральского ФО.[6] Наглядно представлено на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 Оборот малых предприятий в 2009 г.

Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.[20. С.4]

Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также >>>

Разработка бизнес-плана санаторно-курортного комплекса
Актуальность исследования. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, однако по некоторым прогнозам уже через 15 лет россиян может стать меньше на ...

Оценка инвестиционной привлекательности проектов
Производственная база дорожного строительства имеет коренные отличия от производственных баз других видов строительства: во-первых, ее предприятия находятся в основном на балансе дорожно-строительных предприятий, во-вторых, с линейным строительством автомобильн ...