Практикой рыночных отношений разработано несколько базовых направлений, формирующих активность поведения фирм:
- расширение активности фирмы (предприятия) "вглубь", т.е. сегментация существующих рынков с целью захвата своей продукцией новых групп потребителей;
- расширение активности фирмы (предприятия) "вширь", т.е. диверсификация производства путем выпуска новых видов товаров (изделий) как связанных с основным профилем предприятия, так и не связанных с ним;
- расширение активности фирмы "количественно" - рост объемов реализации продукции за счет наращивания объемов производства неизменной номенклатуры товаров для действующего рынка;.
- расширение активности фирмы "через границы", т.е. обеспечение увеличения выпуска продукции за счет выхода на новые рынки;.
Как правило, эти стратегии представляются в виде матрицы, построенной в зависимости от товара и рынка (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Матрица базовых стратегий
Рынок старый |
Рынок новый | |
Товар старый |
Поле А1: Исчерпывание возможностей рынка и товара |
Поле А2: Освоение новых рынков. Новая сегментация рынка |
Товар новый |
Поле Б1: Проникновение в незаполненные ниши с новыми или усовершенствованными изделиями |
Поле Б2: Диверсификация рынков |
Для поля А1 характерна стратегия глубокого проникновения ("старый" товар - "старый" рынок). Эта стратегия успешна тогда, когда рынок еще не насыщен. Конкурентного преимущества фирма может достигнуть за счет снижения издержек производства и цен реализации услуг.
Для поля А2 характерна стратегия расширения рынка ("старый" товар - "новый" рынок). При использовании этой стратегии фирма пытается увеличить объемы реализации своих товаров (услуг) на новых рынках или на новых сегментах имеющегося рынка.
Для поля Б1 характерна стратегия разработки товара ("новый" товар" - "старый" рынок). Эта стратегия эффективна при создании новых модификаций товара для существующих рынков.
Для поля Б2 характерна стратегия диверсификации ("новый" товар - "новый" рынок). Эта стратегия применяется для устранения зависимости фирмы от производства какого-либо определенного товара (услуги) или от какого-то рынка.
Базовые стратегии роста фирмы предопределяют и основные виды стратегии стратегических хозяйственных подразделений, из которых можно выделить три основных вида:
- стратегия наступления (атакующая) - стратегия завоевания и расширения рыночной доли;
- стратегия обороны - стратегия удержания существующей рыночной доли;
- стратегия отступления - стратегия сокращения рыночной доли с целью роста прибыли в результате постепенного ухода с рынка или ликвидации данного бизнеса.
Применение фирмой того или иного вида стратегии определяется положением фирмы на рынке, которое характеризуется его рыночной долей (в процентах). В зависимости от доли рынка различают следующие положения фирмы и ее стратегии:
Читайте также >>>
Расчет технико-экономических показателей деятельности строительной организации
Целью
данной курсовой работы является - всестороннее комплексное изучение
производственно-хозяйственной деятельности предприятия, научиться производить
расчёты себестоимости производимой продукции, определять доходы от реализации,
осуществлять расчёты финансовы ...
Разработка мероприятий по совершенствованию системы государственной поддержки малого бизнеса
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым
условием является формирование конкурентной среды путем развития
предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма
предпринимательства обладает достоинствами: это гибкость и моментал ...