Неравномерность размещения производительных сил, в первую очередь, характеризуется четко выраженной специализацией промышленных районов. Вплоть до 70-х гг. XIX в. Великобритания была индустриальным центром мира. Промышленность, работавшая в ряде отраслей на мировой рынок, получила гипертрофированное развитие.
Главными отраслями были каменноугольная, металлургия, судостроение, производство машин, тканей.
Здесь выделялись три группы специализированных районов. Первая - Юго-Восток и Западный Мидленд, в которых сосредоточены отрасли обрабатывающей промышленности. До 80-х гг. они являлись центрами притяжения мигрантов из других районов Великобритании и из-за рубежа, главным образом из США. Вторая группа районов была представлена наиболее экономически отсталыми (депрессивными) - Севером, СевероЗападом, Уэльсом, Шотландией и Северной Ирландией. В основном это старопромышленные районы с узкой специализацией (каменноугольная, металлургия, судостроение, текстильная отрасли). К третьей группе относились Восточная Англия и Восточный Мидленд, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции. Относительно благоприятное развитие их экономик обусловлено влиянием кооперационных связей с Юго-Восточным регионом с хорошей инфраструктурой.
Региональные проблемы в Великобритании проявлялись в сверхразвитии одних и отсталости других районов. В относительно процветающем Юго-Востоке более острой стала проблема сверхконцентрации промышленности и населения, что сказывалось на снижении темпов роста населения. Для районов Севера, Северо-Запада и Уэльса были характерны отток молодежи, высокая безработица, низкий уровень заработной платы. В Шотландии наиболее крупные предприятия контролировались иностранным капиталом. В результате экономических кризисов 70-х и начала 80-х гг. положение в районе сильно ухудшилось, уровень безработицы повысился с 5,2% в 1975 г. до 15,1% в 1984 г.
Проблемы решались с помощью мероприятий, разработанных британским правительством: «Схема переноса промышленности» (1928 г.), учреждение «особых районов» для реализации мер по ослаблению исключительно высокой безработицы (1934 г.). Уровень безработицы в Уэльсе составлял 32,3%, в Шотландии - 23,1%, Северо-Восточном регионе - 22,1%. Начиная с 30-х гг., вплоть до 60-х гг., главными задачами государственной политики Великобритании являлись: прекращение «растрат» рабочей силы в «менее процветающих регионах»; улучшение соотношения между спросом и предложением рабочей силы; содействие созданию устойчивых темпов экономического роста, поощрение более диверсифицированной промышленной структуры, особенно в депрессивных районах, где велика концентрация «старых» отраслей. Последующие программы регионального развития предусматривали вовлечение в решение проблем различных слоев населения. Согласно разработанному «Закону о промышленности» (1966 г.) анклавные «округа развития» были превращены в непрерывную зону «районов развития».
Наравне с этим существовали специальные программы помощи длительно безработным. Создавались возможности работать на добровольных началах или на условиях неполной занятости; с 3-недельным испытательным сроком, во время которого деньги нанятому безработному платит государство, а не работодатель. Новая национальная программа разработана в 1995-1996 гг. для интенсивной помощи в получении работы молодым людям в возрасте 18-24 лет, которые находятся без работы более года. Специальная программа переобучения длительно безработных была реорганизована так, чтобы не менее 50% её участников по окончании обучения получили работу. Четыре крупнейших банка Великобритании предоставляют ссуды на развитие карьеры. Для оплаты обучения этими ссудами воспользовалось свыше 67 тыс. чел. Новая форма помощи по специальной программе с 1994 г. предоставляла ссуды малым фирмам (до работников) на обучение персонала на срок от 13 месяцев.
Заключение
В мировой практике развития моноспециализированных городов наработан значительный опыт структурной перестройки их экономик на основе государственных и региональных мер поддержки. Ключевое место в них занимают мероприятия социальной направленности. Важное место занимает страхование безработицы, которое затрагивает не только неработающих граждан, но и работающих бедняков. Осуществление подобных программ подкрепляется активным участием общественных организаций, а также местных властей и бизнеса, которые, консолидируясь, вместе решают городские проблемы. Многочисленные зарубежные примеры показывают, что выигрывают те регионы, которые благодаря историческим условиям и обустроенности территории способны создать обстановку инвестиционной и социальной привлекательности, обеспечивающую возникновение конкурентоспособных промышленных зон.
Читайте также >>>
Пути совершенствования системы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства в г. Москве с учетом зарубежного опыта
В
контексте перехода к рыночным отношениям и либерализации внешнеэкономической
деятельности в России возрастает роль и место малого и среднего
предпринимательства в решении проблем экономического роста,
конкурентоспособности страны в целом, углублении и расшире ...
Региональный воспроизводственный процесс в Республике Башкортостан
Региональный рынок представляет собой
территориальную организацию сферы обращения, где должны быть согласованы
интересы производителей и потребителей. Управление рынком требует изучения
совокупности региональных рыночных отношений, конкурентной среды, развития
...