Рурский регион сыграл огромную роль в индустриализации Германии. В настоящее время он объединяет в один коммунальный союз 11 городов и прилегающие к ним местности (территория - 4,4 тыс. км2, численность населения - 5,4 млн. чел.).
После Второй мировой войны в течение одного десятилетия регион восстановил свою экономику, основой которой была угольная промышленность. Было построено 50 новых шахт. Добыча угля в 1954 г. достигла 112,8 млн. т. С конца 1950-х гг. кризис охватил угольную, а затем сталелитейную промышленность. Главной причиной его стала конкуренция со стороны более дешевого энергоносителя - импортной нефти, благодаря отмене налога на жидкое топливо и таможенной пошлины на импортируемую нефть. Добыча угля резко упала, многие шахты закрылись. Кризис распространился на другие отрасли региона, связанные с угледобычей, в результате чего быстро увеличивалась безработица.
Регулирование угольной промышленности, сочетающее использование разных экономических институтов и инструментов, позволило избежать обвального падения производства. Было выиграно время для постепенной и управляемой реструктуризации всей экономики Рура. Основными направлениями стали: модернизация «старых» отраслей промышленности, развитие высшего образования, создание технологических центров, улучшение окружающей среды.
В 1960-1980 гг. было основано 5 новых университетов с целью расширения возможностей повышения квалификации, сокращения молодежной безработицы, ограничения эмиграции из региона, привлечения новых кадров. Значительная доля местных студентов обучалась бесплатно, а малообеспеченные получали стипендию. Технологические центры (в 1993 г. их было 12) усиливают научно-инновационный потенциал региона, пре- доставляя предпринимателям помещения, оборудование, логистику, организационную и финансовую помощь.
В ФРГ правительство выбрало путь специальной экономической поддержки Рурского региона. Первыми шагами стали: выделение дотаций угольной промышленности и субсидирование потребления угля (в первую очередь на тепловых электростанциях) с целью сохранения покупательского спроса на уголь.
Важнейшую роль в судьбе Рура сыграл Федеральный закон о реструктуризации и оздоровлении угольной промышленности и угледобывающих регионов (1968 г.), в соответствии с которым государство определяло минимально необходимый объем добычи в стране, размеры дотаций, достаточных для безубыточной работы угледобывающих предприятий, субсидий высвобождающимся рабочим и затраты на их переквалификацию. В 1969 г. вся угольная промышленность Рура была объединена в один концерн «Рурколе» («Рурский уголь») на основе договора Министерства экономики ФРГ, Правительства земли Северный РейнВестфалия, владельцев шахт и профсоюзов.
Угледобывающие предприятия были связаны долгосрочными контрактами с металлургическими заводами и электростанциями. На правительственном уровне принята Программа действий, ключевые моменты которой были направлены на поддержку рынка труда, повышение квалификации, помощь исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, решение вопросов экологии. Государство использовало для поощрения создания и сохранения рабочих мест частичное или полное освобождение работодателей от социальных выплат, снижение налогов. В частности, семейные пособия работникам, которые раньше платила фирма, стали финансироваться из бюджета. Благодаря этим мерам возросло количество работающих на условиях неполной занятности, по временным контрактам и на временных работах.
Читайте также >>>
Региональный воспроизводственный процесс в Республике Башкортостан
Региональный рынок представляет собой
территориальную организацию сферы обращения, где должны быть согласованы
интересы производителей и потребителей. Управление рынком требует изучения
совокупности региональных рыночных отношений, конкурентной среды, развития
...
Разработка детали фланец и ее экономическое обоснование
Данная курсовая работа состоит из двух частей. В первой части
дан анализ экономической целесообразности новшества введенного в конструкцию
форсунки судового двухтактного дизеля ДБ - 64, исходя из условий повышения
долговечности и надежности конструкции, как важ ...