Развитие франчайзинга в России

В России наиболее распространен прямой франчайзинг по сравнению, например, с США, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. Это связано с небольшим пока опытом работы, незначительностью масштаба развития, недостаточным качеством менеджмента, недопониманием франчайзи необходимости разделения ответственности с франчайзером за сохранение репутации системы, необходимостью постоянного контроля со стороны франчайзера за исполнением стандартов и сложности с реализацией контрольных функций. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям. Переход к мульти-франчайзингу будет означать поистине тиражирование той или иной концепции и территориальную экспансию. [8]

Правообладатели России используют различные способы территориального развития. Представление прав может ограничиваться различной географической территорией, например, конкретный адрес, радиус от непосредственного расположения объекта, район, город. В подавляющем большинстве случаев правообладатели предоставляют неисключительные права на территорию. Слабо развиты в России концепции развития территории, хотя в 2007-2008 гг. в некоторых секторах это направление начало использоваться, но под различными названиями.

В 2008 г. в регионы из центральной части России активно продвигались сети, наблюдалось повышение активности франчайзеров, росло количество локальных сетей на региональных рынках.

Достижение определенного уровня организованности в рамках локальных сетей дает дополнительные преимущества в части противостояния диктату крупных сетей на экономическом и организационном уровне, а также приобретения дополнительного потенциала для расширения территорий деятельности для малых сетей. Развитие локальных сетей позволит привлечь определенные ресурсы на территорию деятельности франчайзера, активизировать деятельность местных поставщиков и сохранить бюджетные поступления. Это безусловно благоприятно скажется на развитии экономики того или иного региона.

Один из основных трендов - рост доли сферы услуг в общем количестве франшизных систем. Франшизы в торговле по-прежнему преобладают (55% от общего числа), однако их доля постепенно снижается.

Другая тенденция - увеличение количества региональных франшиз. Так в России еще в 2006-2008 гг. назад доля московских франчайзеров составляла практически 90% от общероссийского числа, региональные же франчайзеры присутствовали только в городах-миллионниках. В последние годы Москва стала сдавать позиции - и сегодня занимает лишь 72%. Регионы значительно активизировались: даже в небольших городах сейчас можно обнаружить по 4-5 местных франшиз, в том числе и такие, которые выходят в другие регионы.

Рис.9 Динамика роста-спада франчайзинговых взаимодействий в России. [Источник: Составлено автором].

Здесь представлена динамика развития франчайзинга с 1998 по 2012 гг. - от 200, появившихся и выживших предприятий на рынке до 1000. Из рис.10 видно, что с 1988 до 2003 гг., франчайзинг в России развивался достаточно динамично, в силу того, что это был чуть ли ни один из самых успешных видов предпринимательской деятельности. А вот к 2012 г. тенденция роста начала снижаться, так как все же не хватает правовой базы для открытия франшизы, то есть отсутствует какая-либо защищенность со стороны государства. [24]

Перейти на страницу: 1 2 

Читайте также >>>

Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга
В настоящее время широкое распространение получила такая форма предпринимательства как франчайзинг. Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный ...

Расчет производственной программы автомобильного парка
Автомобильный транспорт развивается количественно и качественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10 - 12 млн. единиц, а его численность - более 350 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирово ...