Развитие франчайзинга в России

В России наиболее распространен прямой франчайзинг по сравнению, например, с США, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. Это связано с небольшим пока опытом работы, незначительностью масштаба развития, недостаточным качеством менеджмента, недопониманием франчайзи необходимости разделения ответственности с франчайзером за сохранение репутации системы, необходимостью постоянного контроля со стороны франчайзера за исполнением стандартов и сложности с реализацией контрольных функций. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям. Переход к мульти-франчайзингу будет означать поистине тиражирование той или иной концепции и территориальную экспансию. [8]

Правообладатели России используют различные способы территориального развития. Представление прав может ограничиваться различной географической территорией, например, конкретный адрес, радиус от непосредственного расположения объекта, район, город. В подавляющем большинстве случаев правообладатели предоставляют неисключительные права на территорию. Слабо развиты в России концепции развития территории, хотя в 2007-2008 гг. в некоторых секторах это направление начало использоваться, но под различными названиями.

В 2008 г. в регионы из центральной части России активно продвигались сети, наблюдалось повышение активности франчайзеров, росло количество локальных сетей на региональных рынках.

Достижение определенного уровня организованности в рамках локальных сетей дает дополнительные преимущества в части противостояния диктату крупных сетей на экономическом и организационном уровне, а также приобретения дополнительного потенциала для расширения территорий деятельности для малых сетей. Развитие локальных сетей позволит привлечь определенные ресурсы на территорию деятельности франчайзера, активизировать деятельность местных поставщиков и сохранить бюджетные поступления. Это безусловно благоприятно скажется на развитии экономики того или иного региона.

Один из основных трендов - рост доли сферы услуг в общем количестве франшизных систем. Франшизы в торговле по-прежнему преобладают (55% от общего числа), однако их доля постепенно снижается.

Другая тенденция - увеличение количества региональных франшиз. Так в России еще в 2006-2008 гг. назад доля московских франчайзеров составляла практически 90% от общероссийского числа, региональные же франчайзеры присутствовали только в городах-миллионниках. В последние годы Москва стала сдавать позиции - и сегодня занимает лишь 72%. Регионы значительно активизировались: даже в небольших городах сейчас можно обнаружить по 4-5 местных франшиз, в том числе и такие, которые выходят в другие регионы.

Рис.9 Динамика роста-спада франчайзинговых взаимодействий в России. [Источник: Составлено автором].

Здесь представлена динамика развития франчайзинга с 1998 по 2012 гг. - от 200, появившихся и выживших предприятий на рынке до 1000. Из рис.10 видно, что с 1988 до 2003 гг., франчайзинг в России развивался достаточно динамично, в силу того, что это был чуть ли ни один из самых успешных видов предпринимательской деятельности. А вот к 2012 г. тенденция роста начала снижаться, так как все же не хватает правовой базы для открытия франшизы, то есть отсутствует какая-либо защищенность со стороны государства. [24]

Перейти на страницу: 1 2 

Читайте также >>>

Планирование потребления и эффективность использования энергоресурсов на РУП БЗТДиА
Энергосбережение - это комплексная многоцелевая и долговременная проблема. Она должна решаться такими методами, чтобы заинтересовать в снижении рационального расходования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) не только государство, но и каждого производителя и ...

Расчет потребности в водоснабжении, численности городского транспорта и технико-технологического обеспечения
Актуальность исследований заключается в следующем. Городское хозяйство - это комплекс расположенных на территории города предприятий, учреждений и организаций, призванных удовлетворять социально - бытовые потребности проживающего в нем населения. Оно включает в ...