Япония обладает сильнейшей экономикой в мире после США и Китая. Такое лидерство объясняется хорошим развитием технологического сектора. Основными торговыми партнерами являются Китай, США, Корея, Австралия, Индонезия, Гонконг, Тайвань, Саудовская Аравия и ОАЭ. Японский франчайзинг демонстрирует динамичный рост. Данный формат бизнеса признан местным обществом и правительством. Он является инструментом для развития национальной экономики и повсеместного продвижения инноваций. [20]
Иностранные и местные франчайзеры адаптировались к социальным и экономическим изменениям, происходящим в стране, и развивают успешные бизнес-системы. Особенно заметна эффективность японского франчайзинга в последние годы. Он способствует:
· созданию рабочих мест;
· развитию производства;
· быстрой приспособляемости к меняющемуся спросу потребителей;
созданию новых услуг и товаров.
Наибольшее число японских франшиз создано в сфере услуг и общественном питании.
Японский франчайзинг начал развиваться одновременно с американским, ему помогли на старте американские бренды. В 1955 г. в США было введено понятие коммерческой франшизы (Business Format Franchisings). Франчайзинг зарекомендовал себя, как передовая бизнес-модель. Дебют американского франчайзинга в Японии состоялся уже в 1957 г., когда между японской компанией "Токио напитки" и американской Coca-Cola был подписан франчайзинговый контракт. Так в Японии появилось первое франчайзинговое предприятие.
В 60-х XX столетия начали развиваться местные бренды, а вскоре франшизы из Японии появились во многих странах мира.
Пионером в 1963 году стала торговая марка Suzuki. В 1967 г. компания уже открыла первый машиностроительный завод за пределами страны, в Таиланде, а в 1982 г. начала деятельность в Индии. В 2010 г. численность сотрудников Suzuki составляла 51 503 человек.
Еще один местный бренд - Corporation DUSKIN. Идея применить сущность франчайзинга для развития клинингового бизнеса пришла основателю после поездки в США. Сразу по возвращению домой было решено открыть клининговую компанию и искать покупателей ноу-хау, то есть франчайзи.
Сегодня DUSKIN в Японии - это сеть, предоставляющая широкий спектр услуг: от уборки в офисах до ухода за престарелыми на дому. В 1969 г. компания стала первой в Японии, присоединившейся к Международной ассоциации франчайзинга (IFA).
г. - год регистрации бренда японского ресторана Fujiya of Japan, в том же году он начал развиваться по франчайзингу. В меню: суши, мясо и морепродукты, приготовленные на глазах у клиентов. В настоящее время, компания принимает участие в сделках с недвижимостью и в производстве фармацевтических препаратов.
В 1970-ом г. берет свое начало японский франчайзинг Kozo Sushi, сегодня в сеть входит 1300 точек общепита по всей территории Японии.
С 1970 г. японские франшизы начали сотрудничество с американскими компаниями фаст-фуда. Так, японская DUSKIN подписала договор с американской "Мистер Пончик", Торговый Дом корпорации Mitsubishi - с KFC, магазины Фуджита - с Макдоналдс. Однако какими бы ни были модели первых франчайзинговых предприятий, данный бизнес в Японии начал быстро развиваться.
В феврале 1972 г., чтобы это развитие стало еще более динамичным и организованным, была создана Japan Franchise Association (Японская ассоциация франчайзинга). Это событие внесло весомый вклад в франчайзинговую среду. Вход в бизнес был более систематизирован, были даны определения терминов: франшиза, франчайзер, паушальный взнос, роялти и др. Потенциальным франчайзи разъяснялась сущность франчайзинга. Началась стандартизация партнерских соглашений. Появление эффективной системы управления ускорило развитие, а начиная с 1985 года, наблюдается скачек роста франчайзинговых систем. [21]
Регулирование японского франчайзинга
В Японии, в отличие от многих стран - таких как США или, например, Франция нет необходимости в регистрации франчайзеров и лицензировании. В основе партнерского сотрудничества лежит контракт по франчайзингу. Но, несмотря на кажущуюся свободу, в стране действует специальный закон Medium-Small Retail Business Promotion Act. Его цель - регулировать франчайзинговые взаимоотношения. [23]
В законодательном акте говорится о налоговых льготах, защите прав франчайзеров и франчайзи, а также о государственной поддержке среднего и малого бизнеса. Участники системы могут рассчитывать на всестороннюю помощь JFA (Японской Франчайзинговой Ассоциации). В ее состав входят, в основном, японские компании, работающие в консалтинге, СМИ, крупные франчайзеры и другие организации, поддерживающие политику Ассоциации.
Самое важное событие в сфере франчайзинга - это выставка Franchiseshow & Business Expo. Мероприятие проходит каждый год в марте при поддержке JFA и весомого в Японии экономического издания - Nikkei Inc. Выставка - это шанс для многих найти надежных партнеров, поскольку на ней представлены лучшие международные и японские франшизы.
Читайте также >>>
Оценка экономики предприятия на примере ОАО АФК Система
Инвестиционная
деятельность - это вложение инвестиций и совокупность практических действий по
реализации инвестиций.
Оценка
эффективности инвестиций является наиболее ответственным этапом принятия
инвестиционного решения, от результатов которого в значительн ...
Оценка и совершенствование экспортной деятельности предприятия на примере ОАО Концерн Аксион
Повсеместная интеграция капиталов на международном рынке, развитие
процессов глобализации, расширение сферы функционирования валютного рынка
создаёт широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности
(ВЭД), которая является одной из основных ...