Развитие франчайзинга в Японии

Япония обладает сильнейшей экономикой в мире после США и Китая. Такое лидерство объясняется хорошим развитием технологического сектора. Основными торговыми партнерами являются Китай, США, Корея, Австралия, Индонезия, Гонконг, Тайвань, Саудовская Аравия и ОАЭ. Японский франчайзинг демонстрирует динамичный рост. Данный формат бизнеса признан местным обществом и правительством. Он является инструментом для развития национальной экономики и повсеместного продвижения инноваций. [20]

Иностранные и местные франчайзеры адаптировались к социальным и экономическим изменениям, происходящим в стране, и развивают успешные бизнес-системы. Особенно заметна эффективность японского франчайзинга в последние годы. Он способствует:

· созданию рабочих мест;

· развитию производства;

· быстрой приспособляемости к меняющемуся спросу потребителей;

созданию новых услуг и товаров.

Наибольшее число японских франшиз создано в сфере услуг и общественном питании.

Японский франчайзинг начал развиваться одновременно с американским, ему помогли на старте американские бренды. В 1955 г. в США было введено понятие коммерческой франшизы (Business Format Franchisings). Франчайзинг зарекомендовал себя, как передовая бизнес-модель. Дебют американского франчайзинга в Японии состоялся уже в 1957 г., когда между японской компанией "Токио напитки" и американской Coca-Cola был подписан франчайзинговый контракт. Так в Японии появилось первое франчайзинговое предприятие.

В 60-х XX столетия начали развиваться местные бренды, а вскоре франшизы из Японии появились во многих странах мира.

Пионером в 1963 году стала торговая марка Suzuki. В 1967 г. компания уже открыла первый машиностроительный завод за пределами страны, в Таиланде, а в 1982 г. начала деятельность в Индии. В 2010 г. численность сотрудников Suzuki составляла 51 503 человек.

Еще один местный бренд - Corporation DUSKIN. Идея применить сущность франчайзинга для развития клинингового бизнеса пришла основателю после поездки в США. Сразу по возвращению домой было решено открыть клининговую компанию и искать покупателей ноу-хау, то есть франчайзи.

Сегодня DUSKIN в Японии - это сеть, предоставляющая широкий спектр услуг: от уборки в офисах до ухода за престарелыми на дому. В 1969 г. компания стала первой в Японии, присоединившейся к Международной ассоциации франчайзинга (IFA).

г. - год регистрации бренда японского ресторана Fujiya of Japan, в том же году он начал развиваться по франчайзингу. В меню: суши, мясо и морепродукты, приготовленные на глазах у клиентов. В настоящее время, компания принимает участие в сделках с недвижимостью и в производстве фармацевтических препаратов.

В 1970-ом г. берет свое начало японский франчайзинг Kozo Sushi, сегодня в сеть входит 1300 точек общепита по всей территории Японии.

С 1970 г. японские франшизы начали сотрудничество с американскими компаниями фаст-фуда. Так, японская DUSKIN подписала договор с американской "Мистер Пончик", Торговый Дом корпорации Mitsubishi - с KFC, магазины Фуджита - с Макдоналдс. Однако какими бы ни были модели первых франчайзинговых предприятий, данный бизнес в Японии начал быстро развиваться.

В феврале 1972 г., чтобы это развитие стало еще более динамичным и организованным, была создана Japan Franchise Association (Японская ассоциация франчайзинга). Это событие внесло весомый вклад в франчайзинговую среду. Вход в бизнес был более систематизирован, были даны определения терминов: франшиза, франчайзер, паушальный взнос, роялти и др. Потенциальным франчайзи разъяснялась сущность франчайзинга. Началась стандартизация партнерских соглашений. Появление эффективной системы управления ускорило развитие, а начиная с 1985 года, наблюдается скачек роста франчайзинговых систем. [21]

Регулирование японского франчайзинга

В Японии, в отличие от многих стран - таких как США или, например, Франция нет необходимости в регистрации франчайзеров и лицензировании. В основе партнерского сотрудничества лежит контракт по франчайзингу. Но, несмотря на кажущуюся свободу, в стране действует специальный закон Medium-Small Retail Business Promotion Act. Его цель - регулировать франчайзинговые взаимоотношения. [23]

В законодательном акте говорится о налоговых льготах, защите прав франчайзеров и франчайзи, а также о государственной поддержке среднего и малого бизнеса. Участники системы могут рассчитывать на всестороннюю помощь JFA (Японской Франчайзинговой Ассоциации). В ее состав входят, в основном, японские компании, работающие в консалтинге, СМИ, крупные франчайзеры и другие организации, поддерживающие политику Ассоциации.

Самое важное событие в сфере франчайзинга - это выставка Franchiseshow & Business Expo. Мероприятие проходит каждый год в марте при поддержке JFA и весомого в Японии экономического издания - Nikkei Inc. Выставка - это шанс для многих найти надежных партнеров, поскольку на ней представлены лучшие международные и японские франшизы.

Перейти на страницу: 1 2

Читайте также >>>

Разработка бизнес-плана санаторно-курортного комплекса
Актуальность исследования. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, однако по некоторым прогнозам уже через 15 лет россиян может стать меньше на ...

Планирование потребления и эффективность использования энергоресурсов на РУП БЗТДиА
Энергосбережение - это комплексная многоцелевая и долговременная проблема. Она должна решаться такими методами, чтобы заинтересовать в снижении рационального расходования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) не только государство, но и каждого производителя и ...