Малое предпринимательство в новых реалиях: проблемы глобализации, роста конкурентоспособности

Роль малого бизнеса в рыночной экономике трудно переоценить, она велика не только количественно, но и функционально. Малый бизнес представлен мелкими фирмами, занимающимися неспециализированным бизнесом на локальных рынках. Одним из факторов конкурентоспособности субъектов малого бизнеса является их более эффективная приспособляемость к удовлетворению небольших по объему, кратковременных потребностей потребителей, повышение ценности не за счет высокого качества, а за счет индивидуализации, эксклюзивности товаров (или услуг). Повышенная гибкость и маневренность таких компаний позволяют эффективно выполнять мелкие заказы, подстраиваться к любым изменениям спроса, радикально меняя при этом сферу своей деятельности. Недостаток капитала, отсутствие высоких технологий компенсируются более высокой предприимчивостью. Компании малого бизнеса, опираясь на преимущество в этой сфере, могут добиться высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность малых предприятий возрастает в связи с уникальными, нетипичными для компании среднего и крупного бизнеса мотивами предпринимательства. По опросу владельцев мелких фирм Великобритании 90% из них главным достоинством ведения собственного дела называют независимость. Кроме того, у компании малого бизнеса низкие издержки: бухгалтерские, складские, рекламные, затраты на управление и НИОКР. Это также один из основных факторов конкурентоспособности и развития малого бизнеса.

Фактором конкурентоспособности таких фирм является более высокая эффективность управления, легкость ухода с рынка, смена вида бизнеса и возможность создания новой компании.

Современное мировое хозяйство пронизано взаимосвязями, представляя собой интегрирующуюся систему. Национальные экономики интернациализуются, свободное движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы. Для защиты своих национальных ценностей в процессе глобализации решающим становится международное сотрудничество с теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной торговли, устанавливаемые Всемирной торговой организацией (ВТО).

При всей противоречивости результатов глобализации большие государства - США, Канада, Мексика, Бразилия - и малые страны - Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия и др. - в целом извлекают из этого процесса немало полезных результатов.

Так, например, Финляндия умело освоила инновационную культуру как стратегический ресурс развития в 21 веке. Для динамичного развития экономики создана гибкая система государственно-общественной и частной поддержки малых и средних предприятий (МСП): гарантирование, микрокредитование, венчурное финансирование и превращение малых городов и деревень в инновационные бизнес-инкубаторы.

Глобализация требует превращения не одной, а многих отраслей в конкурентоспособный на мировом рынке комплекс.8 По данным Всемирного рейтинга глобальной конкурентоспособности 2009-1010, в десятку лидеров вошли наиболее развитые страны мира, такие как: Швейцария (1 место); США (второе место); Сингапур (3 место), далее по списку - Швеция; Дания; Финляндия; Германия; Япония; Канада; Нидерланды. Следует отметить, что в вышеназванных странах признается важность роли развития сектора МСП и его вклад в развитие экономики государства, в том числе его влияние на конкурентоспособность страны в глобальном аспекте. Поддержка сектора МСП носит далеко не декларативный характер, достижения в области развития МСП явились результатом разработки и реализации на государственном уровне долгосрочных программ по поддержке и развитию предприятий малого и среднего бизнеса.9

Малые и средние предприятия в странах ВТО в среднем составляют более 95% фирм, обеспечивают 60-70% занятости и постоянно создают новые рабочие места. МСП имеют как сильные, так и слабые стороны, требующие принятия специальных государственных мер. Все более возрастает значение малого бизнеса и его вклад в макроэкономическое развитие. Однако следует принимать во внимание, что многие из традиционных проблем МСП, такие как недостаток финансирования, трудности в эксплуатации высокотехнологичного оборудования, недостаток управленческих навыков, низкая производительность труда, административные барьеры, - существенно обостряются в условиях глобальной интеграции в мировую систему торговли. Малые предприятия нуждаются в модернизации навыков управления и поиска информации, а также в обновлении технологической базы.

Перейти на страницу: 1 2

Читайте также >>>

Расчет затрат предприятия на выполнение программы работ ТО и ТР автопарка с автомобилями ПАЗ-3205 в количестве 255 единиц
В конце XX столетия и в начале третьего тысячелетия в нашей стране были радикально преобразованы социальные и экономические устои общества. Изменились фундаментальные принципы хозяйственной деятельности, поистине революционным образом преобразованы отношения со ...

Разработка мероприятий по снижению себестоимости и увеличению прибыли
В условиях рыночной экономики основой экономического развития общества является прибыль - важнейший показатель эффективности работы организации и источник ее жизнедеятельности. Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых п ...