Малое предпринимательство в новых реалиях: проблемы глобализации, роста конкурентоспособности

Роль малого бизнеса в рыночной экономике трудно переоценить, она велика не только количественно, но и функционально. Малый бизнес представлен мелкими фирмами, занимающимися неспециализированным бизнесом на локальных рынках. Одним из факторов конкурентоспособности субъектов малого бизнеса является их более эффективная приспособляемость к удовлетворению небольших по объему, кратковременных потребностей потребителей, повышение ценности не за счет высокого качества, а за счет индивидуализации, эксклюзивности товаров (или услуг). Повышенная гибкость и маневренность таких компаний позволяют эффективно выполнять мелкие заказы, подстраиваться к любым изменениям спроса, радикально меняя при этом сферу своей деятельности. Недостаток капитала, отсутствие высоких технологий компенсируются более высокой предприимчивостью. Компании малого бизнеса, опираясь на преимущество в этой сфере, могут добиться высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность малых предприятий возрастает в связи с уникальными, нетипичными для компании среднего и крупного бизнеса мотивами предпринимательства. По опросу владельцев мелких фирм Великобритании 90% из них главным достоинством ведения собственного дела называют независимость. Кроме того, у компании малого бизнеса низкие издержки: бухгалтерские, складские, рекламные, затраты на управление и НИОКР. Это также один из основных факторов конкурентоспособности и развития малого бизнеса.

Фактором конкурентоспособности таких фирм является более высокая эффективность управления, легкость ухода с рынка, смена вида бизнеса и возможность создания новой компании.

Современное мировое хозяйство пронизано взаимосвязями, представляя собой интегрирующуюся систему. Национальные экономики интернациализуются, свободное движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы. Для защиты своих национальных ценностей в процессе глобализации решающим становится международное сотрудничество с теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной торговли, устанавливаемые Всемирной торговой организацией (ВТО).

При всей противоречивости результатов глобализации большие государства - США, Канада, Мексика, Бразилия - и малые страны - Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия и др. - в целом извлекают из этого процесса немало полезных результатов.

Так, например, Финляндия умело освоила инновационную культуру как стратегический ресурс развития в 21 веке. Для динамичного развития экономики создана гибкая система государственно-общественной и частной поддержки малых и средних предприятий (МСП): гарантирование, микрокредитование, венчурное финансирование и превращение малых городов и деревень в инновационные бизнес-инкубаторы.

Глобализация требует превращения не одной, а многих отраслей в конкурентоспособный на мировом рынке комплекс.8 По данным Всемирного рейтинга глобальной конкурентоспособности 2009-1010, в десятку лидеров вошли наиболее развитые страны мира, такие как: Швейцария (1 место); США (второе место); Сингапур (3 место), далее по списку - Швеция; Дания; Финляндия; Германия; Япония; Канада; Нидерланды. Следует отметить, что в вышеназванных странах признается важность роли развития сектора МСП и его вклад в развитие экономики государства, в том числе его влияние на конкурентоспособность страны в глобальном аспекте. Поддержка сектора МСП носит далеко не декларативный характер, достижения в области развития МСП явились результатом разработки и реализации на государственном уровне долгосрочных программ по поддержке и развитию предприятий малого и среднего бизнеса.9

Малые и средние предприятия в странах ВТО в среднем составляют более 95% фирм, обеспечивают 60-70% занятости и постоянно создают новые рабочие места. МСП имеют как сильные, так и слабые стороны, требующие принятия специальных государственных мер. Все более возрастает значение малого бизнеса и его вклад в макроэкономическое развитие. Однако следует принимать во внимание, что многие из традиционных проблем МСП, такие как недостаток финансирования, трудности в эксплуатации высокотехнологичного оборудования, недостаток управленческих навыков, низкая производительность труда, административные барьеры, - существенно обостряются в условиях глобальной интеграции в мировую систему торговли. Малые предприятия нуждаются в модернизации навыков управления и поиска информации, а также в обновлении технологической базы.

Перейти на страницу: 1 2

Читайте также >>>

Разработка мероприятий по снижению себестоимости и увеличению прибыли в ООО Производственный комбинат г. Вятские Поляны Кировской области
В условиях рыночной экономики основой экономического развития общества является прибыль - важнейший показатель эффективности работы организации и источник ее жизнедеятельности. Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых ...

Разновидности гибких систем оплаты труда работников, позволяющих нанимателю стимулировать производительность труда
Заработная плата является не единственным, но безусловно главным фактором стимулирования труда, повышения его производительности, эффективности. В течение 2010 - 2011 годов были приняты и вступили в законную силу ряд нормативных правовых актов, целью которых ...