В отечественной и западной научной литературе сложилось несколько подходов в управлении конкурентоспособностью:
1) системный подход - позволяет повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Также системный подход - метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному. Данный подход заключает в себе методологию исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: первично-внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обратную связь, вторично-внутренняя структура- совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижения целей системы. Системы характеризуются и отличаются одна от другой многими признаками и параметрами. Например, бывают закрытые и открытые системы, биологические и технические. Для рационального и эффективного применения системного подхода следует учитывать следующие правила:
- не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы;
количество компонентов системы, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей;
в силу сложности и множественности описания системы не следует пытаться познать все ее свойства и параметры, всему должен быть разумный предел, оптимальная граница;
в условиях развития глобальной конкуренции и международной интеграции следует стремиться к росту степени открытости системы при условии обеспечения ее экономической, технической, информационной, правовой безопасности.
2) инновационный подход - ориентирован на развитие экономики предприятия, на активизацию инновационной деятельности в области разработок;
3) комплексный подход - здесь должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, а при необходимости и другие аспекты управления, и их взаимосвязь;
4) маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на внешних и внутренних потребителей. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозирования жизненных циклов будущих товаров, анализа конкурентоспособности товаров (услуг) фирмы и товаров конкурентов, прогнозирования их конкурентных преимуществ, прогнозирования механизма действия закона конкуренции. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении предприятия. Маркетинговый подход рекомендуется дополнять анализом соблюдения подхода ценителя эксклюзивного сервиса - это подход покупателя к покупке товара (услуги), ожидающего, что:
- изготовитель на стадии стратегического маркетинга изучил его потенциальную потребность;
разработчик и изготовитель применили научные методы управления;
продавец честен и профессионален;
документация (стандарты, сертификаты, инструкции) объективно отражает уровень качества товаров и услуг, безопасность, ресурсоемкость в сфере потребления;
изготовитель, посредники, торговая и сервисная организации не временные, а постоянные профессиональные партнеры, стремящиеся качественно, с минимальными затратами, своевременно и культурно удовлетворить потребности потребителей;
власть защитит покупателя от несправедливости;
5) функциональный подход заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. Цепочка развития: потребности - функции - показатели будущего объекта - изменение или формирование структуры системы. В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.
Читайте также >>>
Основы оценки недвижимости
недвижимость оценка риэлтерский экономический
Преддипломная
практика выполнена в обществе с ограниченной ответственностью «БизнесОценка»,
созданное в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответс ...
Оценка объекта недвижимости (гаража)
Оценка гаражей осуществляется с целью
установления его достоверной рыночной стоимости, включая и стоимость участка
земли, на котором располагается гараж. В настоящее время производится оценка,
как промышленных гаражей, так и частных, а также строений, входя ...