Конкурентоспособность предприятия (организации) может достигаться при выборе соответствующей конкурентной стратегии. Стратегия (от греч. "стратогос" - войско, "эгос" - веду) - это абстрактно-нормативное представление о способе достижения перспективной цели организации (в рамках ее миссии), учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее основные этапы пути прихода к цели. [12, C. 88]
Успешная стратегия - это:
- знание направления движения компании
- понимание пути, который ведет в желаемое будущее.
Процесс разработки стратегии предприятия с целью достижения конкурентоспособности включает:
определение конкурентоспособного стратегического положения предприятия на рынке;
оценку взаимодействия внутренних и внешних факторов;
определение стратегических альтернатив поведения предприятия на рынке и его развития;
выработку конкурентоспособной стратегии, отвечающей сложившейся ситуации и целям предприятия.
Сущность формулирования конкурентной стратегии состоит в сопоставлении компании и ее окружения. На рисунке 2 представлены 5 сил конкуренции, оказывающих влияние на предприятие (модель Портера).
Пять конкурентных сил - угроза вхождения на рынок новых участников, угроза появления субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков и соперничество между действующими конкурентами - отражают тот факт, что конкуренция в отрасли выходит далеко за рамки действующих игроков. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники - все это "конкуренты" для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество.
Рисунок 2 - Модель Портера [6]
Все пять конкурентных сил совместно определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии.
Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли необходимо выделить следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода:
) Абсолютное лидерство в издержках (стремление иметь самые низкие в отрасли издержки, т.е. стратегия руководящей роли в области издержек);
) Дифференциация (поиск путей дифференциации реализуемой продукции от продукции конкурентов);
) Фокусирование (фокусирование на узкой части, а не на всём рынке; стратегия фокуса, или ниши). [18, C. 301]
Наглядно конкурентные стратегии можно представить на рисунке 3.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ |
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО | ||
Уникальность продукта, воспринимаемая потребителем |
Позиция низкого уровня издержек | ||
В рамках всей отрасли |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ |
АБСОЛЮТНОЕ ЛИДЕРСТВО В ИЗДЕРЖКАХ | |
В рамках отдельного сегмента | |||
ФОКУСИРОВАНИЕ | |||
Рисунок 3 - Три базовых варианта стратегии [8, 7]
Принятие решения об использовании той или иной конкурентной стратегии может базироваться на модели Портера.
На основе данной модели можно сделать следующие рекомендации.
Фирма с небольшой долей на рынке может преуспеть, имея четко концентрированную стратегию и сосредоточивая свои усилия на одной конкурентной "нише", даже если её общая доля на рынке незначительна.
Компания, имеющая большую долю на рынке, может осуществлять успешную предпринимательскую деятельность в результате преимущества по общим издержкам или стратегии фокуса.
Читайте также >>>
Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга
В настоящее время широкое распространение
получила такая форма предпринимательства как франчайзинг.
Франчайзинг, являясь определенным типом
организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий,
имеющих единую торговую марку (товарный ...
Расчет затрат на капитальный ремонт смесителя
В условиях рыночных отношений центр экономической
деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию.
Именно на этом уровне
создаётся нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На
предприятии решаются вопросы экономного расход ...