Чтобы эффективно бороться с инфляцией, необходимо ее правильно измерить. Именно по этой причине следует рассмотреть способы измерения инфляции. Показатели инфляции используются, чтобы дать количественную оценку существующих инфляционных процессов.
Одна из злободневных проблем инфляции - это тот факт, что цены поднимаются неравномерно. Цены на одни товары увеличиваются в несколько раз, на другие - растут более умеренными темпами, а на некоторые товары и вовсе остаются неизменными. Наиболее наглядными показателями, характеризующими наличие или отсутствие инфляции, а также ее глубину, являются показатели индекса цен.
Индексы цен - это относительные показатели, характеризующие отношение цен во времени. Если необходимо рассчитать рост цен, то эта процедура сводится к сравнению цен на товар в отчетном и базовом периоде. Цены базового года можно принять за 100%, а цены отчетного года или последующих лет пересчитывать по отношению к этому году. Так, если средняя цена в отчетном периоде на бензин составляла 5500 тыс. руб. за тонну, а в базовом 5000 тыс. руб. за тонну, то индекс цен на бензин составит:
(5500/5000)*100 = 110%
Таким образом, средняя цена в отчетном году по отношению к базовому выросла на 10%. Это означает, что стоимость денег по отношению к данному товару снизилась на 10%.
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса текущего года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в Беларуси в декабре 2009 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,0%, а в декабре 2010 г.- 121,8%, следовательно, темп инфляции для 2010 г. вычисляется следующим образом:
Темп инфляции =(121,8- 113,0) /121,8* 100 = 7,22% [7].
Так называемое «правило 70» также предоставляет возможность количественно измерить инфляцию. Это правило позволяет подсчитать число лет, необходимых для удвоения цен быстрым способом. Для этого необходимо разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
= [8, c. 169].
Возвращаясь к основным методам измерения инфляции, выделяют несколько индексов цен:
- индекс потребительских цен;
- индекс розничных цен набора продуктов питания;
- индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
- индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).
Выделяют и другие, менее известные индексы цен:
- индекс оптовых цен производителя;
- дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП) [9, c. 17].
При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода. Один из них основывается на применении индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются цены текущего (отчетного) периода ) и базового ) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) ) . Формула Ласпейреса показывает, насколько фиксированная товарная корзина становится дороже в отчетном периоде:
Следующий метод основан на использовании индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы, рассчитываемые по этой формуле, показывают, насколько фиксированная товарная корзина текущего (отчетного) года дороже или дешевле, чем в базовом периоде:
Оба рассмотренных выше индекса имеют ряд недостатков, основной среди которых следующий: в них не учитывается изменения структуры реализуемых потребительских товаров, следовательно, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, а индекс Пааше в свою очередь его занижает. Для того, чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), в качестве коррелирующего показателя используют индекс Фишера:
Читайте также >>>
Расчет технико-экономических показателей систем ТГВ
Цель и задачи курсовой работы
Целью курсовой работы является:
1. Закрепление теоретических знаний по курсу «Экономика, организация
и управление предприятием строительного комплекса» и приобретение практических
навыков по определению сметной стоимости мо ...
Развитие малого бизнеса на основе франчайзинга
В настоящее время широкое распространение
получила такая форма предпринимательства как франчайзинг.
Франчайзинг, являясь определенным типом
организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий,
имеющих единую торговую марку (товарный ...