Решение проблем современного рынка рабочей силы и занятости невозможно без анализа такого сложного социально-экономического явления как безработица.
С 2000 г. по 2005 г. численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократилась с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы - с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить тремя основными причинами.
Во-первых, реформы в социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости.
Во-вторых, в банках данных службы занятости появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для квалифицированных работников), что привлекло дополнительных клиентов.
В-третьих, увеличение зарегистрированной безработицы произошло из-за включения в статистический учет данных по Чеченской Республике, где уровень безработицы в силу объективных обстоятельств был достаточно высок.
Что касается сокращения общего уровня безработицы, то этот процесс происходил на фоне экономического роста и, как следствие, роста занятости. Подобные тенденции были связаны скорее с общеэкономической ситуацией и ростом ВВП, нежели с деятельностью государственных органов, курирующих проблему безработицы. Ни одна из реорганизаций соответствующих служб и министерств не сопровождалась усилением внимания к проблемам занятости населения. Более того, проводившаяся оценка состояния рынка рабочей силы концентрировалась на анализе зарегистрированной безработицы, а потребности рынка рабочей силы оценивались по тем вакансиям, которые были поданы работодателями. В таких условиях наиболее значительный сегмент рынка рабочей силы развивался вне воздействия государственных органов управления [20. c.32-35].
Преобразования службы занятости, вступившие в силу с января 2007 г., внушают как осторожный оптимизм, так и некоторое опасение. С одной стороны, у региональных властей появилась реальная возможность сосредоточить в своих руках практически весь набор инструментов социальной политики, включая потенциал организационных и кадровых ресурсов службы занятости, а также гармонизировать региональную систему социальной помощи населению и борьбу с безработицей. С другой - в дотационных регионах, постоянно сталкивающихся с проблемой недофинансирования, эффективность функционирования службы занятости может снизиться.
Кроме того, надо учитывать и обострение в ряде регионов проблем, связанных с дефицитом трудовых ресурсов. Отсюда интерес к дополнительным мерам по привлечению рабочей силы из соседних регионов и стран, где имеется ее избыток.
На рис. 6. представлена динамика численности безработных в РФ.
Рис.6. Динамика численности безработного населения в РФ в 2006-2009 (июль) гг., млн. чел [9, c.29-31].
Из рис. 6. видно, что количество безработного населения в России в период 2006-2009 г. увеличивалось.
Так, в 2008 году численность безработных увеличилась по сравнению с 2007 годом на 1,1 млн. человек. По данным на июль 2009 г. количество безработных выросло на 2,3 млн. руб., темп прироста составил 54,8% относительно 2007 г. Рост численности безработных связан с мировым экономическим кризисом. Производители вынуждены были экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.
Российский рынок рабочей силы на 2011 г. полностью восстановился после кризиса, уровень безработицы по итогам 2011 года составит 6,2-6,5.
"По году уровень безработицы составит 6,2-6,5%, скорее всего. Это полное восстановление докризисного уровня. Результат хороший", - сказал Путин на заседании президиума правительства.
В начале 2011 года уровень безработицы составлял 7,8% экономически активного населения. Согласно приведенным тогда данным, число официально зарегистрированных безработных за 2011 год снизилось на 400 тысяч человек, реальная заработная плата увеличилась на 3,4%, реальные доходы населения выросли на 0,5%.
Росстат итоговую статистику по рынку рабочей силы еще не публиковал. На конец ноября, по данным ведомства, общая безработица в России составляла 4,766 миллиона человек, или 6,3% экономически активного населения. В то же время в государственных учреждениях службы занятости населения в ноябре в качестве безработных было зарегистрировано 1,2 миллиона человек, в том числе 1 миллион человек получал пособие по безработице [10, c.50-54].
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РФ
Читайте также >>>
Особенности циклического развития современной России
Экономический рост - это не плавный, равномерно совершающийся
подъем. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего
объема производства происходит очень быстро, в другие годы - медленнее, иногда
происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся ...
Расчет экономической эффективности оптимизации электрического режима установки печь-ковш в условиях ККЦ ОАО ММК
В
данной работе осуществляется выбор организационно-правовой формы
Магнитогорского металлургического комбината (ММК), выбирается миссия для
предприятия, а также определяется экономический эффект от внедрения системы
оптимизации электрического режима УПК на учас ...