Основные проблемы развития франчайзинга в России

На данный период существуют следующие проблемы при создании франшизы: экономические, законодательные, социально-психологические. Рассмотрим подробнее самые существенные из них.

1. Экономические проблемы франчайзинга.

За всё время, пока развивается франчайзинг в России, страна развивалась скачкообразными темпами, не стабильно. Менялся спрос на товары и услуги, происходили переделы собственности. Смена владельцев арендуемых помещений, переделы рынков (часто далеко не рыночными методами) - всё это влияло на развитие системы франчайзинга, тормозило и останавливало его.

Также, исходя из определения франчайзинга, видно, что не только франчайзер должен вкладывать средства в развитие системы, но и франчайзи тоже. Если учесть, что франчайзи совершает разовый (паушальный) платёж, то и размер платежа обычно довольно внушителен. Не каждый предприниматель имеет такой стартовый капитал.

Получение такого капитала в виде банковского кредита сталкивается с рядом препятствий:

уровень прибыльности франчайзи с учётом всех расходов и выплат может оказаться таким, что срок возврата кредита будет большим. Если принять во внимание величину ставок на кредиты, то и вовсе попытка получения кредита становится вовсе невозможным вариантом;

правовая система, существующая сейчас, и вовсе затрудняет кредитование франчайзи. [10]

2. Организационно-правовые проблемы.

Правовые проблемы - это основные проблемы франчайзинга в России на сегодня. Связано это с тем, что у франчайзинга нет подкрепляющей его законодательно-правовой базы в нашей стране.

В главе 54 Гражданского кодекса РФ сказано, что "коммерческая концессия" - это синоним слова "франчайзинг". Проведём анализ этой главы.

Во-первых - "франчайзинг" как понятие много шире понятия "коммерческая концессия".

Во-вторых - из-за отсутствия строгой правовой базы франчайзинг в России приходится основывать на комплексных договорах, т.е. на "обходных" приёмах, что всегда труднее и невыгоднее.

Чтобы решить эти проблемы и начать нормальное развитие франчайзинга, необходимо достигнуть трёх целей:

обеспечить прозрачность всей системы франчайзинга для контролирующих органов;

создать возможность для удобного и адекватного применения правовых актов для всех участников данной системы;

обеспечить реальную конкуренцию разных франчайзинговых систем на основе традиционной реализации продукции и услуг. [18]

Таким образом, необходима правовая система, куда бы вошли:

ü созданный Федеральный закон "О франчайзинге в Российской Федерации";

ü налоговый кодекс РФ и связанный с ним правовые акты.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются зарубежные франчайзоры в России.

Работа под маркой известной иностранной компании - это один из наиболее надежных путей к построению действительно успешного бизнеса. Именно поэтому интерес иностранных предпринимателей к формированию франчайзинговых сетей в России достаточно высок. Однако перейти от слов к делу решаются далеко немногие.

В большинстве случаев франчайзеры-иностранцы работают в России по двум основным схемам. Первая схема: головная компания находится за рубежом, а в России работает ее представитель. По данному принципу продает собственную франшизу американская корпорация Subway Russia, главный офис которой расположен в Неваде. При этом интересы компании Subway в нашей стране представляет Геннадий Кочетков, в статусе вице-президента данной корпорации по развитию координирующий работу 11 ресторанов быстрого обслуживания "Сабвэй" на территории России. Именно американский офис выдаёт и решает все вопросы франшизы, на его же счет каждый месяц перечисляются роялти от франчайзи. Кроме всего прочего торговое оборудование отечественные франчайзи компании Subway тоже получают из Америки. [24]

По условиям второй схемы зарубежная компания продает мастер - франшизу какой-либо местной, российской компании. Собственник получает достаточно широкие полномочия и обязанности: он продает франчайзинговый пакет на территории нашей страны, организует обучение персонала франчайзи, контролирует их работу, а также получает с них роялти. В большинстве случаев часть платежей собственник генеральной франшизы оставляет себе, а другую часть перечисляет за границу. Именно данную схему выбрала компания Kоdak, поручив курировать собственную сеть отечественному ООО "Кодак".

По данным представителей Торгово-промышленной палаты Соединенных Штатов Америки, многие американские компании все еще опасаются выходить на отечественный рынок франчайзинга. Огромные перспективы закрывает целый комплекс самых разнообразных нерешенных проблем. В первую очередь, иностранцев пугает непоследовательность политики российских властей в отношении к бизнесу. Многочисленные декларации о поддержке предпринимательской инициативы на практике нередко остаются только словами. Административные барьеры, которые препятствуют становлению новых фирм, все еще весьма высоки. [4]

Читайте также >>>

Разработка мероприятий по снижению себестоимости и увеличению прибыли в ООО Производственный комбинат г. Вятские Поляны Кировской области
В условиях рыночной экономики основой экономического развития общества является прибыль - важнейший показатель эффективности работы организации и источник ее жизнедеятельности. Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых ...

Оценка объекта недвижимости (гаража)
Оценка гаражей осуществляется с целью установления его достоверной рыночной стоимости, включая и стоимость участка земли, на котором располагается гараж. В настоящее время производится оценка, как промышленных гаражей, так и частных, а также строений, входя ...