Купля и продажа товаров по ценам, приемлемым и для продавцов и для покупателей, имеют место только на основе соглашения между ними, в результате торга. Подобный торг проявляется на свободном рынке в виде взаимодействия спроса и предложения, формирующего рыночную цену. Равенство спроса и предложения на определенный товар в определенное время устанавливает рыночное равновесие. Соответственно равновесная цена - это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате равновесия спроса и предложения, как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Основными двигателями уравновешивания спроса и предложения являются устойчивые покупательские вкусы, конкуренция. Любой избыток товара, доставленный на рынок, теснит цену товара вниз к точке равновесия, а дефицит вверх. При изменении спроса или предложения устанавливается другой уровень равновесной цены.
На рисунке 2.1 видны все три ситуации, которые возможны на рынке:
Рис. 2.1. Ситуации, возможные на рынке
рыночное равновесие (оно достигается при цене Р* и объеме покупок Q*);
1. избыток товаров (затоваривание), возникающий при рыночной цене выше равновесной цены Р1.
2. дефицит (недостаток) товаров, возникающий при рыночной цене ниже равновесной цены Р2.
С каждым разом процесс рыночного согласования интересов продавцов и покупателей приводит к формированию объемов продаж и цен, все более близких к равновесному состоянию. На рис.1. ему соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения с координатами (Q*, Р*).
К сожалению, эту точку так легко обнаружить лишь в учебнике. В жизни параметры рыночного равновесия приходится нащупывать методом проб и ошибок. Но если процесс формирования рыночных цен протекает без помех, то состояние равновесия будет, в конце концов, рынком достигнуто.
Основные положения теории рыночного равновесия заключаются в следующем:
при определенном уровне развития техники стоимость определяется в точке между предельной общественной полезностью определенного количества товаров и предельными общественными издержками производства этого количества. Для каждого покупателя существует верхняя граница величины спроса на определенный товар, начиная с которой достигается рубеж насыщения желаний, потребностей. После определенного уровня дальнейшее увеличение количества приобретаемых товаров приносит все меньше радости, удовольствия или, как говорят экономисты, - полезности. Предельная полезность - некоторая полезность, которая непосредственно связана с потреблением каждой дополнительной единицей блага, полностью удовлетворяющего его потребность. Предельные издержки - это прирост издержек предприятия, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, определяемый отношением прироста переменных затрат к вызванному ими приросту произведенной продукции.
на предельную общественную полезность оказывают влияние, как определенное количество всех других продуктов, так и возможности использования ресурсов, альтернативных используемым в рассматриваемом производстве.
отсутствие цены равновесия на одном рынке, даже при сбалансированности спроса и предложения, вызывает неравновесие на других рынках.
Читайте также >>>
Расчет основных технико-экономических показателей производственного участка
В
настоящее время авиационные заводы составляют жесткую конкуренцию друг другу.
Учитывая применение технологии, трудоемкость, сложность проектирования, а
главное дорогостоящее оборудование и материалы - производитель обязан бороться
за технологичность.
Также ...
Расчет цены программного продукта Базы данных Страхования
В
настоящее время база данных предприятий является одной из самых необходимой
информацией. Многие аналитики каждый месяц собирают и обновляют свои данные.
Разработка программного обеспечения на заказ на сегодняшний день является одним
из наиболее успешно и быст ...