Спрос - желание, стремление покупателя приобрести товар за имеющиеся и предназначенные для этого деньги. Спрос отражает как потребность покупателя в определенном количестве товаров и услуг, так и возможность оплатить такую покупку, естественно по приемлемым ценам. Поэтому спрос нередко называют «платежеспособной потребностью».
Со своей стороны, предложение характеризует возможность и желание производителя или продавца сбывать товары на рынке в соответствии с располагаемым количеством по определенным ценам.
И спрос, и предложение характеризуются, прежде всего, своими объемами, величинами. Объем, величина спроса на товар означает количество данного товара, которое потребители, покупатели готовы и способны по своим денежным возможностям приобрести за некоторый период времени по определенным ценам.
Объем, величина предложения товара - это количество товара, которое производители, продавцы желают и способны по своим производственным и торговым возможностям предложить для продажи в течение некоторого периода времени по определенным ценам.
Как видно из приводимых определений, величины спроса и предложения зависят от цен на товар. Но кроме цен на них влияют многие другие факторы называемые неценовыми. Так на величину спроса на товар влияет не только цена на него, но и ее соотношение с ценами на другие товары, прежде всего на сопутствующие товары или способные заменить его. Кроме того, на величину спроса влияют потребительские вкусы, мода, величина доходов, качество товара. Аналогичным образом объем предложения товара зависит не только от его цены, но и от цен на ресурсы, используемые при его производстве, наличия факторов производства, технологических возможностей производства. Величина спроса и предложения обуславливается количеством покупателей и продавцов и даже будущими прогнозами.
Попытаемся выяснить зависимость величины спроса и предложения только от величины цены товара, пологая, что другие неценовые факторы неизменны. Закон спроса заключается в том, что при неизменности прочих условий, влияющих на спрос, его величина тем меньше, чем выше цена товара. Установленный опытным путем закон спроса соответствует логике поведения покупателей. Если покупатели выделили определенную сумму денег, которую они намерены потратить на покупку данного товара, то чем ниже цена товара, тем больше они смогут купить. При очень высокой цене возможности покупки могут упасть до нуля.
Графически закон спроса наглядно отражается путем построения кривых спроса. Кривая спроса отображает зависимость величины спроса от цены, при прочих равных условиях, при отсутствии влияния других факторов. Если же эти факторы меняются, то происходит изменение спроса в целом, то есть смещается вся кривая спроса.
Изменение спроса можно отразить посредством табличного (Таблица 1.1.), аналитического (математическая формула) и графического (Рис. 1.1.) метода.
Таблица 1.1. Шкала спроса
Цена P руб. |
10 |
15 |
20 |
25 |
Величина спроса Q шт. |
50 |
40 |
30 |
25 |
Шкала демонстрирует, что повышение цены сопровождается снижением величины спроса.
Читайте также >>>
Особенности ведения складского хозяйства в КУП Минсктранс
технический база
Aктуaльнoсть
тeмы oбуслoвлeнa тeм, чтo рынoчнaя стрaтeгия рaзвития экoнoмики прeдпoлaгaeт
сбaлaнсирoвaннoe рaзвитиe всeх oтрaслeй нaрoднoгo хoзяйствa кaк oтрaслeй
мaтeриaльнoгo прoизвoдствa, тaк и инфрaструктуры. К oтрaслям инфрaструктуры
oтнoся ...
Расходы предприятия состав, методы оптимизации
Расходы
являются одним из основных предметов интереса с точки зрения управленческого
учета, поскольку как раз решения, принимаемые в целях их сокращения, составляют
основной доступный инструмент менеджера в целях повышения эффективности работы
предприятия. Терм ...